Узбекистан вновь продемонстрировал стремление к соблюдению демократических стандартов и открытости в избирательном процессе
Узбекистан вновь продемонстрировал стремление к соблюдению демократических стандартов и открытости в избирательном процессе
В рамках осуществляемых в Новом Узбекистане масштабных и последовательных реформ особое внимание уделяется реализации конституционного принципа народовластия, обеспечению участия граждан в управлении государством и обществом, а также совершенствованию избирательного законодательства.
Выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши прошли с рядом значимых нововведений, направленных на усиление демократических стандартов и повышение прозрачности процесса. Среди новшеств следует выделить внедрение элементов электронного голосования на отдельных избирательных участках, что соответствует глобальной тенденции цифровизации избирательных процессов. Введены дополнительные меры по обеспечению инклюзивности. Изменения в избирательном законодательстве также регулируют более строгий контроль за финансированием и проведением агитационных кампаний, предусматривая равные условия для всех кандидатов и партий. А усиление роли наблюдателей - как национальных, так и международных отражает стремление Узбекистана обеспечить открытость выборов и учесть рекомендации зарубежных организаций.
Сформирована широкая платформа для взаимодействия партий с обществом
В нынешних выборах в Узбекистане одним из ключевых новшеств стало введение смешанной избирательной системы, что представляет собой значительное изменение в самой структуре выборов и предоставляет новые возможности для политических партий и граждан. Напомним, что в смешанной системе часть депутатов избирается по мажоритарному принципу (избиратели голосуют за кандидатов по одномандатным округам), а другая часть - по пропорциональному принципу (голосование за партийные списки). Такой подход обеспечивает более сбалансированное представительство, где не только отдельные кандидаты, но и партии получают возможность влиять на формирование законодательного органа.
Смешанная система мотивирует партии активно работать с избирателями и расширять свою поддержку, ведь успех теперь зависит как от индивидуальных кандидатов, так и от партийных списков. Граждане могут влиять на парламент более комплексно, голосуя и за конкретного кандидата, и за партию. Это увеличивает степень демократичности выборов и дает избирателям больше возможностей выразить свою позицию. Смешанная система позволяет партиям увеличить влияние в парламенте, работая как на общенациональном уровне, так и с конкретными избирательными округами. Словом, партии стремятся лучше представить свои программы, чтобы привлечь избирателей как на уровне округов, так и через партийные списки, создавая тем самым более широкую платформу для взаимодействия с обществом.
Таким образом, внедрение смешанной избирательной системы в Узбекистане - это нововведение, которое делает процесс выборов более инклюзивным и ориентированным на представление интересов общества. Оно принято в соответствии с динамикой происходящих глубинных изменений внутри самой страны, а также на основе анализа предыдущих парламентских выборов, в рамках имплементации в национальное законодательство отдельных приемлемых рекомендаций международных организаций и зарубежных наблюдателей.
Участие международных наблюдателей - фактор повышения доверия к выборам
Важно отметить роль международных наблюдателей в нынешних выборах. Приглашение и участие международных наблюдателей демонстрирует стремление Узбекистана к соблюдению международных демократических стандартов и открытости в избирательном процессе. За ходом подготовки и проведения выборов наблюдали представители ОБСЕ, ШОС, СНГ и других авторитетных международных организаций. Они оценивают соответствие избирательного процесса международным демократическим стандартам и дают рекомендации по улучшению процедур.
Присутствие наблюдателей помогает укрепить доверие к выборам со стороны международного сообщества и обеспечивает прозрачность процесса непосредственно для граждан. Благодаря рекомендациям наблюдателей Узбекистан может выявлять и устранять возможные недостатки, что способствует улучшению избирательного законодательства и соответствующих практик в будущем.
Цифровизация избирательного процесса и ее основные преимущества
Цифровизация избирательного процесса в Узбекистане включает внедрение современных технологий для автоматизации регистрации избирателей, их проверки и последующего подсчета голосов. Например, создание цифровой базы данных избирателей способствовало более быстрому и точному определению их статуса и местонахождения в день выборов.
Информационная система E-saylov представляет собой обширную базу данных, охватывающую почти 400 тысяч участников избирательного процесса, включая членов избирательных комиссий, кандидатов в депутаты и наблюдателей. Система обеспечивает оперативную и удобную связь с пользователями и направлена на создание более сбалансированного и представительного законодательного органа, укрепление демократической легитимности и обеспечение более широкого представления политических взглядов в избирательном процессе. С помощью E-saylov реализуется около 60 видов взаимодействия избирательных комиссий с политическими партиями, кандидатами, наблюдателями и представителями СМИ. Это включает в себя обмен информацией, координацию мероприятий и информирование о ключевых событиях через SMS-уведомления.
Тестирование системы электронного голосования в 2024 году на некоторых избирательных участках тоже стало значительным шагом вперед. Преимущества включают быструю обработку голосов, сокращение времени подсчета и снижение вероятности ошибок. Для избирателей, особенно молодежи и граждан, проживающих за рубежом, электронное голосование делает участие более удобным. Электронное голосование как часть модернизации избирательного процесса действительно помогает улучшить оперативность и точность определения результатов, а также облегчает работу избирательных комиссий. Этот подход уже успешно применяется в ряде стран, таких как США, Германия, Великобритания, Италия, Бразилия и Сингапур.
При электронном голосовании значительно ускорен процесс подсчета голосов так как в процессе используются электронные устройства, а сама система автоматически фиксирует данные. Это помогает избегать задержек в объявлении результатов и повышает оперативность всего процесса. Электронное голосование упрощает работу членов избирательных комиссий, уменьшая объем ручной работы и снижая риск человеческих ошибок. А еще делает выборы более инклюзивными за счет того, что электронные устройства легко могут быть адаптированы для лиц с ограниченными возможностями. В долгосрочной перспективе электронное голосование позволит сократить расходы на бумагу, печать бюллетеней и их транспортировку, что сделает процесс более экологичным и экономичным.
Однако внедрение системы требует высокого уровня кибербезопасности, чтобы защитить данные избирателей и избежать возможных угроз вмешательства в процесс. Важно учесть международный опыт и избежать тех проблем, с которыми сталкивались другие страны (технические сбои, кибератаки). Решение о повсеместном внедрении электронной системы будет принято после анализа эффективности тестирования в 2024 году и рассмотрения технических и финансовых аспектов.
Принципы инклюзивности в избирательной системе
В Избирательном кодексе Республики Узбекистан содержатся четкие правовые нормы, направленные на защиту прав избирателей с ограниченными возможностями. Эти положения предусматривают создание условий, необходимых для эффективного осуществления избирательного права лицами с инвалидностью, что включает в себя адаптацию избирательных участков и внедрение доступных технологий.
Для полноценной реализации прав людей с инвалидностью в Узбекистане проводится системная работа по созданию удобной и доступной инфраструктуры в рамках избирательного процесса. Среди практических мер - обустройство избирательных участков пандусами, установление специальных кабин для голосования, использование тактильных указателей и шрифта Брайля, а также возможность сопровождения для лиц с нарушениями зрения и передвижения. Эти меры помогают людям с инвалидностью свободно реализовывать законное право на участие в выборах и укрепляют принципы инклюзивности в избирательной системе страны.
Принципы инклюзивности в избирательной системе
В Избирательном кодексе Республики Узбекистан содержатся четкие правовые нормы, направленные на защиту прав избирателей с ограниченными возможностями. Эти положения предусматривают создание условий, необходимых для эффективного осуществления избирательного права лицами с инвалидностью, что включает в себя адаптацию избирательных участков и внедрение доступных технологий.
Для полноценной реализации прав людей с инвалидностью в Узбекистане проводится системная работа по созданию удобной и доступной инфраструктуры в рамках избирательного процесса. Среди практических мер - обустройство избирательных участков пандусами, установление специальных кабин для голосования, использование тактильных указателей и шрифта Брайля, а также возможность сопровождения для лиц с нарушениями зрения и передвижения. Эти меры помогают людям с инвалидностью свободно реализовывать законное право на участие в выборах и укрепляют принципы инклюзивности в избирательной системе страны.
Реализация принципа равенства в период предвыборной агитации
Согласно статье 44 Избирательного кодекса Республики Узбекистан, предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата или политическую партию. Кандидаты, их доверенные лица, политические партии и их представители имеют право на проведение агитации в установленных законом формах и способах.
Период агитационной кампании на выборах 2024 года характеризуется более строгим регулированием, направленным на обеспечение честности и равенства. Избирательным законодательством республики гарантируется реализация принципа равенства прав кандидатов при проведении предвыборной агитации путем использования медийных и финансовых ресурсов, а также вводятся ограничения на манипулятивные методы агитации, направленные на искажение информации. Законодательные изменения направлены на создание равных возможностей для всех кандидатов, что помогает избирателям получить более объективную информацию и сделать осознанный выбор. Особое внимание - контролю со стороны избирательных комиссий и наблюдателей, что способствует усилению доверия к процессу среди граждан и делает агитацию более прозрачной.
Одним из важнейших принципов данного этапа является обеспечение равных условий для всех кандидатов и политических партий, выдвинувших их, в использовании средств массовой информации, проведении встреч с избирателями и представлении своих программ и планов. Основная цель заключается в том, чтобы кандидаты могли донести свои идеи до широких слоев общества.
На этапе агитации кандидаты и партии стремятся максимально повысить узнаваемость своих платформ и программ, сделать их привлекательными для избирателей и заручиться максимальной поддержкой. Предвыборная агитация также играет важную роль в формировании отношения граждан к выборам в целом. Она не только помогает избирателям лучше узнать кандидатов, но и формирует их мнения об избирательном процессе, определяя их готовность участвовать в голосовании. Полнота, объективность и достоверность информации о кандидатах напрямую влияют на осознанность и ответственность выбора избирателей. Таким образом, предвыборная агитация - это неотъемлемая часть избирательной кампании, которая оказывает непосредственное влияние на легитимность избранных органов и доверие к институту выборов в целом.
Повышение уровня знаний и навыков - актуальная задача
Перед нынешними выборами в Узбекистане был проведен комплекс мероприятий по обучению членов избирательных комиссий, что позволило улучшить их понимание избирательного законодательства и передать им практические навыки для работы на выборах. Проведены соответствующие учебно-практические занятия.
Тренинги включали обучение по таким актуальным темам, как основные аспекты деятельности избирательных комиссий, смешанная избирательная система и ее особенности, задачи, стоящие перед избирательными комиссиями при формировании и работе со списками избирателей, требования к оснащению зданий избирательных комиссий и помещений для голосования. В целях укрепления практических навыков избирательных комиссий проведены практические занятия по темам, сочетающим достижения отечественной избирательной практики и передовой опыт зарубежных стран по организации и проведению выборов.
Такое обучение необходимо, так как оно помогает избежать нарушений и укрепляет компетентность членов комиссий в различных ситуациях, что обеспечивает корректное проведение выборов. Поддержка и повышение квалификации сотрудников избирательных комиссий способствуют улучшению качества избирательного процесса и повышению доверия граждан к выборам.
* * *
В последние годы Узбекистан предпринимает активные шаги по увеличению роли парламента в политической системе. Под руководством Президента Шавката Мирзиёева были проведены значительные реформы, направленные на усиление полномочий парламента. И сегодня мы видим, что созданные условия политической конкуренции способствуют развитию демократических институтов. Парламент стал платформой для обсуждения и принятия важных законодательных инициатив, что способствует более широкому представительству интересов граждан. А такие фундаментальные демократические понятия и явления, как права и свободы человека, верховенство закона, открытость и прозрачность, свобода слова, религии и убеждений, общественный контроль и гендерное равенство, становятся неотъемлемой частью жизни современного Узбекистана.
Гулноза Исмаилова,
Проректор УМЭД,
доктор юридических наук, профессор