
Зеленая дипломатия - ответ мирового сообщества на глобальные вызовы
Зеленая дипломатия - ответ мирового сообщества на глобальные вызовы

В условиях нынешних глобальных климатических изменений и стремления к устойчивому развитию страны Центральной Азии активно развивают зеленую экономику. Европейский союз играет роль одного из ключевых партнеров региона. В настоящее время реализуется несколько значимых совместных инициатив, направленных на развитие возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и устойчивое управление природными ресурсами. Динамичное сотрудничество с Евросоюзом демонстрирует значительный прогресс благодаря совместным усилиям в сфере зеленой дипломатии.
Под понятием «зеленая дипломатия» подразумеваются прилагаемые государствами и международными организациями усилия по продвижению экологических вопросов на международной арене, что охватывает широкий спектр внешнеполитических инициатив, направленных на борьбу с климатическими изменениями, защиту окружающей среды и устойчивое развитие в целом. Основные аспекты зеленой дипломатии регулируются такими международными документами, как Парижское соглашение по климату, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция о биологическом разнообразии. Именно они задают тон экологической политике как на глобальном, так и местном уровне.
Экологическая повестка во внешней политике Узбекистана тоже становится все насыщеннее с каждым годом. Республика вводит вопросы изменения климата и устойчивого развития в свои дипломатические стратегии. Подобный опыт применяется на протяжении многих лет и другими государствами, в том числе европейскими.
Европейский союз - мировой лидер в области зеленой дипломатии. Страны ЕС активно используют свою экономическую и дипломатическую мощь, чтобы продвигать экологическую повестку. Среди конкретных кейсов - установка углеродного пограничного налога (механизм взимания пошлин на импорт товаров, произведенных с высоким уровнем выбросов CO2). Евросоюз также активно финансирует экологические проекты в Африке, Азии и Восточной Европе, тем самым экспортируя свои стандарты и влияя на экологическую политику других стран. Еще одна важная программа ЕС - European Green Deal, представленная в 2019-м, действует на международном уровне и ставит цели достичь нулевых чистых выбросов парниковых газов к 2050 году и обеспечить переход к устойчивой ресурсосберегающей экономике.
Зеленая дипломатия включает также рассмотрение климатических угроз как факторов опасности. К примеру, изменение климата приводит к миграции, конфликтам за ресурсы, дефициту продовольствия. Вот почему так важны консолидация усилий государств и совместные проекты по возобновляемой энергетике, устойчивому сельскому хозяйству, защите лесов и океанов.
Совместно с ЕС Узбекистан реализует ряд инициатив, направленных на поддержку устойчивого развития и экологической трансформации экономики. Например, проект «Устойчивые энергетические связи в Центральной Азии» и Программа «Горизонт Европа» способствуют повышению экологической устойчивости и интеграции нашей страны в глобальные зеленые процессы. Продолжение и расширение партнерства в этой области станут ключевыми для достижения ЦУР и успешного перехода к зеленой экономике - приоритетной задаче текущего года.
Внешняя политика ЕС все активнее интегрирует зеленые приоритеты, формируя зеленую дипломатию. Евросоюз продвигает такую концепцию посредством практических инициатив и программ с конкретными целевыми показателями. Выработан масштабный зеленый курс, стратегический план по достижению углеродной нейтральности.
Зеленая дипломатия становится актуальной в современной политике. Сила происходящих в мире климатических изменений заставляет нас всерьез задуматься о будущем. В этом смысле дипломатические действия и внешнеполитические инструменты, направленные на продвижение экологических ценностей, распространение экологических стандартов и оказание помощи странам-партнерам в экологической трансформации, могут сыграть значимую роль. Центральная Азия с высоким экологическим риском, занимающая стратегическое положение на континенте, становится приоритетным пространством для такой дипломатии, особенно с учетом нарастающих экологических угроз, кризисов в международной торговле и энергетике. Узбекистан активно включается в экологические инициативы ЕС в регионе.
В упомянутом выше European Green Deal отражены все цели внешнеполитической деятельности Евросоюза касательно механизмов трансграничного углеродного регулирования, продвижения климатической повестки в международные соглашения, финансирования перехода к низкоуглеродной экономике в странах-партнерах, дипломатической поддержки Парижского соглашения и Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Климатическая политика Узбекистана в свою очередь направлена на снижение выбросов парниковых газов на 35 процентов к 2030-му, доведение доли возобновляемых источников энергии до 40 процентов, а также выполнение обязательств по Парижскому соглашению раньше сроков. Регулярные встречи высокого уровня и участие Узбекистана в переговорных процессах в формате «Центральная Азия - Европейский союз» подтверждают углубление политического диалога и растущий авторитет нашей республики в качестве проактивного актора глобальной зеленой трансформации.
Переход на зеленое развитие - экономически оправданное действие. По данным ООН, в 2020 году на субсидирование отрасли ископаемого топлива было потрачено около 5,9 трлн долларов, в том числе в форме прямых субсидий и налоговых льгот и в связи с нанесением ущерба здоровью населения и окружающей среде, который не был учтен в стоимости ископаемых видов топлива. Для сравнения: до 2030 года в возобновляемые источники энергии, включая технологии и инфраструктуру, необходимо инвестировать порядка 4 трлн долларов в год, чтобы к 2050-му достичь чистого нулевого уровня выбросов. Так, эффективные и надежные технологии использования возобновляемых источников энергии могут создать менее подверженную рыночным потрясениям систему, повысить устойчивость и энергетическую безопасность стран.
В настоящее время в силу неспокойной геополитической обстановки Евросоюз акцентирует внимание на Центральной Азии, считая ее надежным партнером, стремится сотрудничать в области добычи важнейших сырьевых ресурсов и экологически чистых источников энергии. Самаркандский международный климатический форум, прошедший в начале апреля этого года, положил начало глубоким зеленым преобразованиям. Тот факт, что страны-участницы единогласно выразили решимость бороться сообща с экологическими проблемами, подтверждает серьезность нынешней ситуации. Политики, эксперты и активисты гражданского общества стран ЦА и ЕС договорились о повышении уровня взаимодействия в сфере экологии до статуса стратегического партнерства. Это свидетельствует о том, что зеленое сотрудничество между регионами выходит на новый уровень.
Брюссель объявил об очередном пакете инвестиций в Центральноазиатский регион в размере 12 млрд евро в рамках инициативы «Глобальные ворота». Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен также анонсировала создание инвестиционного пакета, направленного на развитие инфраструктуры, энергетики и цифровых технологий в государствах ЦА. Со стороны Центральноазиатской пятерки в свою очередь сформировано единое стратегическое видение по вопросам адаптации к изменениям климата и экологической трансформации национальных экономик. Особый акцент - на координацию климатической политики, защиту природных ресурсов и устойчивое развитие. В этом вопросе ЕС предлагает инициативы по созданию центров по климатическим технологиям, энергоэффективности и ресурсосбережению. Создание подобных структур позволит перейти на новые платформы для научного обмена, подготовки кадров и трансфера зеленых технологий, что стоит в повестке дня обоих регионов.
В поддержку стран Центральной Азии Евросоюз подтверждает намерение увеличить финансирование зеленых проектов посредством инструментов программы Team Europe. Например, Узбекистан получил поддержку в реализации инициативы в области возобновляемой энергетики и устойчивого сельского хозяйства.
Зеленые инициативы Президента Шавката Мирзиёева, презентуемые с высоких трибун авторитетных форумов и саммитов, не только получают большую поддержку со стороны международного сообщества, но и способствуют обеспечению устойчивого развития на глобальном уровне. Стоит отметить, что по инициативе Узбекистана в рамках ООН за последние несколько лет утверждены шесть резолюций Генассамблеи в экологической сфере.
Наиболее знаковым событием стало принятие в 2021-м по предложению нашей страны специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, объявившей Приаралье зоной экологических инноваций и технологий. Это первый случай, когда Генассамблея предоставила какому-либо региону столь высокий статус. Так, Узбекистан продолжает направлять огромные усилия на ликвидацию последствий Аральской катастрофы. Благодаря принятию беспрецедентных мер на высохшей части дна Арала существенно снизился уровень загрязненности воздуха.
Таким образом, зеленая дипломатия в современных условиях приобретает ключевое значение на международной арене, особенно в контексте борьбы человечества с климатическими изменениями и перехода к устойчивой экономике.
Сплоченность мирового сообщества перед лицом экологических угроз и применение инструментов зеленой дипломатии определенно сыграют ключевую роль в достижении прогресса на всех уровнях.
Наргиза Содикова.
Преподаватель, докторант УМЭД.
Газета Правда Востока №80