Гендерный баланс: Равенство как сила перемен
Гендерный баланс: Равенство как сила перемен
Расширение политических прав и возможностей женщин имеет решающее значение для обеспечения инклюзивного и эффективного управления в государстве.
К примеру, избирательное право в течение длительного времени во всем мире являлось привилегией только мужского населения. К 1917 году женщины имели активное избирательное право лишь в нескольких странах: Австралии, Дании, Исландии, Новой Зеландии и Норвегии. Официальная трактовка этого ценза объяснялась широко распространенным мнением о том, что уделом женщины должна быть рутина домашнего хозяйства. Такое устоявшееся суждение в обществе долго препятствовало вовлечению женщин в политические процессы. Однако по мере роста политического самосознания женского населения активизировались борьба прогрессивных сил и движение за предоставление права голоса женщинам.
К середине XX века начался рост продвижения женского избирательного права, что привело к его закреплению в международном праве. Одними из последних право для участия в выборах получили женщины Кувейта в 2005-м, Объединенных Арабских Эмиратов в 2006-м и Саудовской Аравии в 2011 году.
Статья 2 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».
Необходимость принятия государствами мер, направленных на продвижение прав женщин, включая принцип равноправия, в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, максимальное участие женщин наравне с мужчинами во всех сферах общественно-политической жизни страны, официально признана в 1979-м, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Узбекистан присоединился к документу в 1995 году.
Конвенцию по праву называют «международным биллем о правах женщин», так как она обязала государства обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право участвовать в формировании и осуществлении правительственной политики, занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях госуправления. В 1995-м Узбекистан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, который обязует обеспечивать равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами.
На четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году, рассматривался назревший вопрос о том, что прогресс, достигнутый в деле достижения равенства между мужчинами и женщинами, является недостаточным. В ответ правительства приняли Пекинскую декларацию и Платформу действий ООН, излагающие наиболее важные и вызывающие обеспокоенность факторы, влияющие на процесс расширения прав и возможностей женщин. В Платформе действий отмечается, что участие представителей обоих полов в процессах принятия решений является не только справедливым, но и выгодным решением, и что отсутствие женщин в политике ведет к тому, что их интересы, скорее всего, не будут учитываться. Представительство женщин и их участие в принятии решений на всех уровнях исключительно важны для достижения целей равенства, развития и мира.
Неотъемлемой частью Пекинской платформы действий стало признание важности участия женщин в политической жизни. В этом документе содержится призыв к принятию срочных мер, направленных на устранение трудностей и препятствий, стоящих на пути улучшения положения женщин через обеспечение полного осуществления прав женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека и основных свобод, устранение всех препятствий на пути достижения равенства и улучшения положения женщин в глобальном масштабе.
Расширение политических прав и возможностей, право женщин на участие в государственных делах - важная гарантия устойчивого развития. Их вклад в жизнь общества посредством участия в общественных делах разнообразен и имеет далеко идущие последствия. А участие в политических процессах улучшает их состояние и гарантирует, что направление политики государства в большей степени отражает потребности и опыт всего общества. В интересах государств уделить приоритетное внимание расширению политических прав и возможностей женщин, обеспечить реализацию их прав на участие в общественных делах.
«Женщины и мужчины имеют равные права» - гласит статья 58 Конституции Республики Узбекистан. Президент Шавкат Мирзиёев 22 февраля 2021 года, затрагивая гендерный вопрос на 46-й сессии Совета по правам человека ООН, среди обозначенных приоритетов демократических преобразований в Узбекистане отметил: «В вопросах гендерной политики мы намерены кардинально повысить роль женщин в общественной, политической и деловой жизни страны».
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года отдает приоритет гендерному равенству и учитывает права женщин. ЦУР № 5 посвящена достижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей всех женщин и девочек, а ЦУР № 16 - инклюзивным институтам. В рамках пятой цели государства - члены ООН согласовали несколько задач, в том числе по обеспечению полного и эффективного участия женщин и равных возможностей для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни. Индикатор ЦУР «Доля мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах и местных органах власти» отслеживает прогресс в достижении этой цели.
В Новом Узбекистане осуществляется масштабная и динамичная работа в сфере совершенствования конституционно-правовых основ повышения роли и участия женщин в общественной, политической и деловой жизни страны. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, в нынешнюю эпоху глобализации защита прав и свобод, законных интересов женщин приобретает еще более актуальное значение. Требованием времени становится повышение их социально-экономической и политико-правовой активности.
Сегодня доля женщин в политических партиях нашей республики достигла 47 процентов, в высшем образовании - 48, в предпринимательской деятельности - 37. Соотечественницы, занимающие руководящие должности, составляют 33 процента. В составе Сената 26,4 процента женщин, председателем Сената Олий Мажлиса Узбекистана также избрана женщина. В Законодательную палату входят 57 женщин-депутатов. Соотечественницы возглавляют около двух тысяч государственных и общественных организаций. Все это свидетельствует о динамике в развитии государства, а также о повышении роли и статуса женщины в общественно-политической жизни.
Проводимые в Узбекистане экономические, социальные, политические реформы не обходят стороной вопрос повышения роли девушек и женщин, создавая условия для раскрытия ими своего потенциала, знаний и таланта. Реализация политики Президента Шавката Мирзиёева способствует усилению внимания к правам женщин и повышению их занятости. В своем выступлении на первом заседании Сената Олий Мажлиса глава государства поручил Сенату постоянно уделять внимание обеспечению защиты интересов женщин, решению их проблем, обозначив приоритетной задачу по усилению контроля за деятельностью государственных органов, направленной на повышение роли женщин в обществе.
В структуре Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан создан Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства. Его основная задача - разработка рекомендаций по государственной политике в области гендерного равенства и активного участия женщин в государственной и общественной работе. Деятельность комитета должна способствовать повышению осведомленности общественности Узбекистана о гендерном равенстве, реализации инициатив, поддерживающих участие женщин в принятии решений, о консолидации усилий сторон в ходе эффективной и ориентированной на результат работы по гендерным вопросам.
Как отметил Президент страны, комитету следует регулярно изучать ход выполнения задач по обеспечению гендерного равенства, адресной поддержке женщин, оказавшихся в тяжелом социальном положении, а также по содействию их занятости.
Усиление политической активности женщин в Узбекистане будет способствовать решению многих социальных проблем. Чем активнее мы станем продвигать интересы женщин, тем быстрее и эффективнее будут решаться вопросы. Женщины, которые активно и свободно выражают свою политическую и гражданскую позиции, получат возможность реализовать свой потенциал, иметь постоянное место работы, при этом воспитывать детей и двигаться вперед.
Результаты исследований показывают, что представленность женщин в парламенте играет позитивную роль. Так, размер соотношения женщин - членов парламента сильно влияет на характер дискуссий в политике. С учетом незначительного представительства женщин в парламентах и других руководящих органах политические партии должны проявлять инициативу и принимать меры для решения вопроса равенства мужчин и женщин в управлении.
Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество в целом, создавая государство с политическим управлением, основанным на партнерстве мужчин и женщин в политике? Ответ прост: это источник наиболее полной и представительной демократии, поскольку таким образом создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.
Введение 40-процентной квоты для женщин в Избирательном кодексе Республики Узбекистан служит дополнительной гарантией участия соотечественниц в политике. Перед политическими партиями стоят задачи по тщательному отбору кандидатов, привлечению потенциальных кандидатов-женщин и поддержке развития их талантов и потенциала. Партии должны готовить женщин- политиков, способных оказывать существенное влияние на политические процессы и политическую культуру общества и государства. Стратегия выдвижения кандидатов в депутаты может быть более результативной при условии применения системных подходов, а также благодаря координированию и последовательности процесса. Должна осуществляться заблаговременно и на протяжении всего избирательного цикла.
Для достижения равного участия женщин в политической сфере нужны новые, более продуманные и последовательные усилия политических партий, актуальные подходы к использованию политических технологий в выдвижении женщин-кандидатов. Разработка комплексных мер, программ и стратегий, направленных на поддержку широкого участия женщин во всех аспектах политической жизни, а также использование передовых практик зарубежных стран позволят значительно улучшить показатели в представительной власти нашей страны.
Законы должны быть осмысленно реализованы на практике, а это требует настойчивой политической воли, постоянных усилий и изменения укоренившихся культурных норм и взглядов. В конечном счете законы - только инструменты, которые расширяют возможности женщин, стимулируют государство гарантировать полное и равное их участие в политической и экономической жизни страны. Все остальное обеспечивается постоянным участием в этом процессе всего гражданского общества.
Гулноза Исмаилова.
Проректор по науке и инновациям УМЭД,
доктор юридических наук, профессор.