Новые импульсы для усиления процессов демократизации в Узбекистане

Новые импульсы для усиления процессов демократизации в Узбекистане

    Новые импульсы для усиления процессов демократизации в Узбекистане

    Новые импульсы для усиления процессов демократизации в Узбекистане

    Одним из главных событий 2024 года в Узбекистане стали выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши, в которых главное внимание было приковано к предвыборной агитации со стороны политических партий. Согласно законодательству нашей страны, только политические партии имеют право выдвигать своих кандидатов в депутаты.

     Оглядываясь назад и анализируя то, как проходила предвыборная кампания, хотелось бы еще раз обратить внимание на некоторые важные аспекты. Первое. Прошедшие выборы депутатов стали первыми после принятия Конституции РУз в новой редакции. Второе. Согласно изменению, введенному в Избирательный кодекс Республики Узбекистан, на выборах была апробирована новая для нашей страны смешанная избирательная система. Третье. На основе положений Конституции в новой редакции изменен количественный состав Сената, увеличена квота для выдвижения со стороны партий кандидатов-женщин. Четвертое. В ходе подготовки и проведения нынешних выборов наблюдалось активное использование всеми политическими партиями социальных сетей и разных интернет-площадок для взаимодействия с избирателями и формирования общественного мнения. Особо выделим использование такой политтехнологии, как теледебаты. Выборы продемонстрировали усилившуюся роль политических партий и их возросший авторитет как одного из приоритетных институтов гражданского общества. И в этом большая заслуга прошедшей в стране конституционной реформы. Также нельзя не отметить, что все преобразования в Новом Узбекистане реализуются в соответствии с конституционной нормой «Народ является единственным источником государственной власти», а важным критерием определен постоянный диалог государства с обществом.

    Благодаря соблюдению положений Основного закона и с учетом мнения и интересов граждан сформирована прочная нормативно-правовая база во всех сферах. В соответствии с Конституцией осуществляется модернизация государственного правления, судебно-правовой системы, либерализация экономики, проводятся реформы в социальном секторе, обеспечиваются приоритетные принципы внешней политики государства. В результате заметно улучшается ситуация с защитой прав человека, расширяется международное сотрудничество. Конституция - основополагающий документ, определяющий политическую, правовую и социальную структуру государства. В прошлом году в Узбекистане по итогам всенародного референдума утверждена Конституция в новой редакции, что стало значимым событием в политической жизни страны. Именно изменения в Основном законе послужили новым импульсом для усиления роли политических партий в Узбекистане.

    Проведение конституционной реформы было обусловлено необходимостью адаптации национального законодательства к современным вызовам и требованиям общества. Приоритетные цели заключались в укреплении демократических институтов. В целом же с трансформацией политического имиджа Узбекистана существенно изменилось положение институтов гражданского общества. Сегодня они обладают огромным потенциалом, продуктивное использование которого позволит повысить эффективность проводимых в государстве реформ. Руководство страны, осознавая значимость деятельности институтов гражданского общества в процессах демократизации, возводит в приоритет важность плюрализма мнений и учета разных точек зрения. И это - фактор прогресса. До принятия поправок многопартийная система в Узбекистане уже была сложена, но влияние партий на политическую жизнь страны имело ограничения, что сказывалось на качестве демократии и политической конкуренции. С утверждением Конституции в новой редакции у политических партий появился ряд возможностей. В частности, это установление более четких прав и обязанностей для партий; гарантии свободы слова, собраний и ассоциаций, что создает более благоприятные условия для деятельности партий; новые механизмы, позволяющие партиям более активно участвовать в выборах и представлять интересы разных слоев населения. Как отмечалось выше, среди институтов гражданского общества особая роль отводится политическим партиям, которые по своему организационно-правовому статусу являются негосударственными некоммерческими организациями. Партии, как и все институты гражданского общества, призваны объединять активных граждан на основе общих интересов и для участия в решении социально значимых проблем и задач.

    В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан партии - это звено гражданского общества, посредством которого граждане получают возможность реализовать свое активное избирательное право (например, избирать депутатов в выборные представительные органы государственной власти) и пассивное право (например, быть избранным депутатом). Возможности полноценного становления многопартийной системы открыли основные положения новой редакции Конституции. В Основ[1]ном законе страны изначально было закреплено, что граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Кроме того, граждане республики имеют право объединяться в политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях, деятельность которых регулируется законом. Политические платформы стали неотъемлемым атрибутом демократического общества. Представительная демократия по своей природе не может функционировать без них, поскольку именно партии выполняют функции посредника в отношениях общества с властью артикулируют политические требования и интересы социальных групп. Становление многопартийности в нашей стране стало решающим фактором в строительстве новой политсистемы, что отражает высокий уровень политической дифференциации постсоветского социума, ускоряет процесс формирования гражданского общества. Важно отметить: процессы формирования политических партий сразу после обретения страной независимости проходили в сложных экономических и политических условиях. Главная задача заключалась в консолидации усилий политических и общественных объединений по сохранению в обществе мира и согласия, в привлечении их к активному участию в практическом осуществлении основных принципов поддержанной народом стратегии реформ, что способствовало поступательному развитию принципиально новой общественно-политической системы.

    Конституция - опора в осуществлении широкомасштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах в Новом Узбекистане. Основной закон играет особую роль в жизни каждого гражданина страны, ведь в нем закреплены постоянные права и нормы социальной жизни, гарантируемые государством. В соответствии с положениями Конституции принимаются важные программные документы, в том числе Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегия «Узбекистан - 2030». Принятие же Конституции в новой редакции - важный шаг к укреплению демократических процессов в стране и усилению роли политических партий. Однако, чтобы эти изменения стали реальностью, необходимо преодолеть существующие вызовы и создать условия для полноценного функционирования многопартийной системы. Перед нами стоят большие задачи по повышению политико-правовой грамотности населения, в том числе в избирательном законодательстве страны, так как это послужит активному участию граждан в последующих выборах. Ведь с первых лет обретения независимости Узбекистан работает над развитием всех сфер жизни и деятельности государства и общества. Особое внимание - преобразованиям в избирательной системе. Результатом последовательной и поэтапной модернизации явилось создание избирательного законодательства, отвечающего принятым в мировом сообществе требованиям. Вместе с тем важно и то, чтобы гражданское общество активно участвовало в этих процессах, способствуя развитию политической культуры и ответственности среди политических факторов.

     

    Ранохон Турсунова

    Преподаватель УМЭД, доктор исторических наук

    Газета «Правда Востока» №236