Узбекистан вновь продемонстрировал стремление к соблюдению демократических стандартов и открытости в избирательном процессе

Узбекистан вновь продемонстрировал стремление к соблюдению демократических стандартов и открытости в избирательном процессе

    Узбекистан вновь продемонстрировал стремление к соблюдению демократических стандартов и открытости в избирательном процессе

    Узбекистан вновь продемонстрировал стремление к соблюдению демократических стандартов и открытости в избирательном процессе

        В рамках осуществляемых в Новом Узбекистане масштабных и последовательных реформ особое внимание уделяется реализации конституционного принципа народовластия, обеспечению участия граждан в управлении государством и обществом, а также совершенствованию избирательного законодательства.

               Выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши прошли с рядом значимых ново­введений, направленных на усиле­ние демократических стандартов и повышение прозрачности процесса. Среди новшеств следует выделить внедрение элементов электронного голосования на отдельных избира­тельных участках, что соответствует глобальной тенденции цифровизации избирательных процессов. Введены дополнительные меры по обеспе­чению инклюзивности. Изменения в избирательном законодательстве также регулируют более строгий контроль за финансированием и про­ведением агитационных кампаний, предусматривая равные условия для всех кандидатов и партий. А усиление роли наблюдателей - как националь­ных, так и международных отражает стремление Узбекистана обеспечить открытость выборов и учесть реко­мендации зарубежных организаций.

    Сформирована широкая платформа для взаимодействия партий с обществом

    В нынешних выборах в Узбекистане одним из ключевых новшеств стало введение смешанной избирательной системы, что представляет собой зна­чительное изменение в самой структуре выборов и предоставляет новые воз­можности для политических партий и граждан. Напомним, что в смешанной системе часть депутатов избирается по мажоритарному принципу (избиратели голосуют за кандидатов по одномандат­ным округам), а другая часть - по про­порциональному принципу (голосование за партийные списки). Такой подход обе­спечивает более сбалансированное пред­ставительство, где не только отдельные кандидаты, но и партии получают воз­можность влиять на формирование зако­нодательного органа.

    Смешанная система мотивирует партии активно работать с избирателями и расши­рять свою поддержку, ведь успех теперь зависит как от индивидуальных канди­датов, так и от партийных списков. Граж­дане могут влиять на парламент более комплексно, голосуя и за конкретного кандидата, и за партию. Это увеличивает степень демократичности выборов и дает избирателям больше возможностей выра­зить свою позицию. Смешанная система позволяет партиям увеличить влияние в парламенте, работая как на общенациональном уровне, так и с конкретными избирательными округами. Словом, пар­тии стремятся лучше представить свои программы, чтобы привлечь избирателей как на уровне округов, так и через пар­тийные списки, создавая тем самым более широкую платформу для взаимодействия с обществом.

    Таким образом, внедрение смешанной избирательной системы в Узбекистане - это нововведение, которое делает процесс выборов более инклюзивным и ориенти­рованным на представление интересов общества. Оно принято в соответствии с динамикой происходящих глубинных изменений внутри самой страны, а также на основе анализа предыдущих парла­ментских выборов, в рамках имплемен­тации в национальное законодательство отдельных приемлемых рекомендаций международных организаций и зарубеж­ных наблюдателей.

    Участие международных наблюдателей - фактор повышения доверия к выборам

    Важно отметить роль международ­ных наблюдателей в нынешних выборах. Приглашение и участие международных наблюдателей демонстрирует стремление Узбекистана к соблюдению международ­ных демократических стандартов и откры­тости в избирательном процессе. За ходом подготовки и проведения выборов наблю­дали представители ОБСЕ, ШОС, СНГ и других авторитетных международных организаций. Они оценивают соответствие избирательного процесса международным демократическим стандартам и дают реко­мендации по улучшению процедур.

    Присутствие наблюдателей помогает укрепить доверие к выборам со стороны международного сообщества и обеспе­чивает прозрачность процесса непосред­ственно для граждан. Благодаря реко­мендациям наблюдателей Узбекистан может выявлять и устранять возможные недостатки, что способствует улучшению избирательного законодательства и соот­ветствующих практик в будущем.

    Цифровизация избирательного процесса и ее основные преимущества

    Цифровизация избирательного про­цесса в Узбекистане включает внедрение современных технологий для автомати­зации регистрации избирателей, их про­верки и последующего подсчета голосов. Например, создание цифровой базы дан­ных избирателей способствовало более быстрому и точному определению их ста­туса и местонахождения в день выборов.

    Информационная система E-saylov представляет собой обширную базу дан­ных, охватывающую почти 400 тысяч участников избирательного процесса, включая членов избирательных комиссий, кандидатов в депутаты и наблюдателей. Система обеспечивает оперативную и удобную связь с пользователями и направ­лена на создание более сбалансированного и представительного законодатель­ного органа, укрепление демократической легитимности и обеспечение более широ­кого представления политических взгля­дов в избирательном процессе. С помощью E-saylov реализуется около 60 видов вза­имодействия избирательных комиссий с политическими партиями, кандидатами, наблюдателями и представителями СМИ. Это включает в себя обмен информацией, координацию мероприятий и информиро­вание о ключевых событиях через SMS-уведомления.

    Тестирование системы электронного голосования в 2024 году на некоторых избирательных участках тоже стало зна­чительным шагом вперед. Преимущества включают быструю обработку голосов, сокращение времени подсчета и снижение вероятности ошибок. Для избирателей, особенно молодежи и граждан, проживаю­щих за рубежом, электронное голосование делает участие более удобным. Электрон­ное голосование как часть модернизации избирательного процесса действительно помогает улучшить оперативность и точ­ность определения результатов, а также облегчает работу избирательных комис­сий. Этот подход уже успешно применя­ется в ряде стран, таких как США, Герма­ния, Великобритания, Италия, Бразилия и Сингапур.

    При электронном голосовании значи­тельно ускорен процесс подсчета голосов так как в процессе используются электрон­ные устройства, а сама система автомати­чески фиксирует данные. Это помогает избегать задержек в объявлении результа­тов и повышает оперативность всего про­цесса. Электронное голосование упрощает работу членов избирательных комиссий, уменьшая объем ручной работы и снижая риск человеческих ошибок. А еще делает выборы более инклюзивными за счет того, что электронные устройства легко могут быть адаптированы для лиц с ограничен­ными возможностями. В долгосрочной перспективе электронное голосование позволит сократить расходы на бумагу, печать бюллетеней и их транспортировку, что сделает процесс более экологичным и экономичным.

    Однако внедрение системы требует высокого уровня кибербезопасности, чтобы защитить данные избирателей и избежать возможных угроз вмешательства в процесс. Важно учесть международный опыт и избежать тех проблем, с которыми сталкивались другие страны (техниче­ские сбои, кибератаки). Решение о повсе­местном внедрении электронной системы будет принято после анализа эффективно­сти тестирования в 2024 году и рассмотре­ния технических и финансовых аспектов.

    Принципы инклюзивности в избирательной системе

    В Избирательном кодексе Республики Узбекистан содержатся четкие правовые нормы, направленные на защиту прав избирателей с ограниченными возмож­ностями. Эти положения предусматри­вают создание условий, необходимых для эффективного осуществления избиратель­ного права лицами с инвалидностью, что включает в себя адаптацию избиратель­ных участков и внедрение доступных тех­нологий.

    Для полноценной реализации прав людей с инвалидностью в Узбекистане проводится системная работа по созданию удобной и доступной инфраструктуры в рамках избирательного процесса. Среди практических мер - обустройство избира­тельных участков пандусами, установле­ние специальных кабин для голосования, использование тактильных указателей и шрифта Брайля, а также возможность сопровождения для лиц с нарушениями зрения и передвижения. Эти меры помо­гают людям с инвалидностью свободно реализовывать законное право на участие в выборах и укрепляют принципы инклю­зивности в избирательной системе страны.

    Принципы инклюзивности в избирательной системе

    В Избирательном кодексе Республики Узбекистан содержатся четкие правовые нормы, направленные на защиту прав избирателей с ограниченными возмож­ностями. Эти положения предусматри­вают создание условий, необходимых для эффективного осуществления избиратель­ного права лицами с инвалидностью, что включает в себя адаптацию избиратель­ных участков и внедрение доступных тех­нологий.

    Для полноценной реализации прав людей с инвалидностью в Узбекистане проводится системная работа по созданию удобной и доступной инфраструктуры в рамках избирательного процесса. Среди практических мер - обустройство избира­тельных участков пандусами, установле­ние специальных кабин для голосования, использование тактильных указателей и шрифта Брайля, а также возможность сопровождения для лиц с нарушениями зрения и передвижения. Эти меры помо­гают людям с инвалидностью свободно реализовывать законное право на участие в выборах и укрепляют принципы инклю­зивности в избирательной системе страны.

    Реализация принципа равенства в период предвыборной агитации

    Согласно статье 44 Избирательного кодекса Республики Узбекистан, пред­выборная агитация - деятельность, осу­ществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата или политическую партию. Кандидаты, их доверенные лица, политические партии и их представители имеют право на прове­дение агитации в установленных законом формах и способах.

    Период агитационной кампании на выборах 2024 года характеризуется более строгим регулированием, направленным на обеспечение честности и равен­ства. Избирательным законодательством республики гарантируется реализация принципа равенства прав кандидатов при проведении предвыборной агитации путем использования медийных и финан­совых ресурсов, а также вводятся огра­ничения на манипулятивные методы агитации, направленные на искажение информации. Законодательные изменения направлены на создание равных возмож­ностей для всех кандидатов, что помогает избирателям получить более объективную информацию и сделать осознанный выбор. Особое внимание - контролю со стороны избирательных комиссий и наблюдателей, что способствует усилению доверия к про­цессу среди граждан и делает агитацию более прозрачной.

    Одним из важнейших принципов дан­ного этапа является обеспечение равных условий для всех кандидатов и политиче­ских партий, выдвинувших их, в исполь­зовании средств массовой информации, проведении встреч с избирателями и представлении своих программ и планов. Основная цель заключается в том, чтобы кандидаты могли донести свои идеи до широких слоев общества.

    На этапе агитации кандидаты и партии стремятся максимально повысить узнавае­мость своих платформ и программ, сделать их привлекательными для избирателей и заручиться максимальной поддержкой. Предвыборная агитация также играет важную роль в формировании отношения граждан к выборам в целом. Она не только помогает избирателям лучше узнать кан­дидатов, но и формирует их мнения об избирательном процессе, определяя их готовность участвовать в голосовании. Полнота, объективность и достоверность информации о кандидатах напрямую вли­яют на осознанность и ответственность выбора избирателей. Таким образом, пред­выборная агитация - это неотъемлемая часть избирательной кампании, которая оказывает непосредственное влияние на легитимность избранных органов и дове­рие к институту выборов в целом.

    Повышение уровня знаний и навыков - актуальная задача

    Перед нынешними выборами в Узбеки­стане был проведен комплекс мероприятий по обучению членов избирательных комис­сий, что позволило улучшить их понимание избирательного законодательства и пере­дать им практические навыки для работы на выборах. Проведены соответствующие учебно-практические занятия.

    Тренинги включали обучение по таким актуальным темам, как основные аспекты деятельности избирательных комиссий, смешанная избирательная система и ее особенности, задачи, стоящие перед изби­рательными комиссиями при формиро­вании и работе со списками избирателей, требования к оснащению зданий изби­рательных комиссий и помещений для голосования. В целях укрепления прак­тических навыков избирательных комис­сий проведены практические занятия по темам, сочетающим достижения отече­ственной избирательной практики и пере­довой опыт зарубежных стран по органи­зации и проведению выборов.

    Такое обучение необходимо, так как оно помогает избежать нарушений и укрепляет компетентность членов комис­сий в различных ситуациях, что обеспе­чивает корректное проведение выборов. Поддержка и повышение квалификации сотрудников избирательных комиссий способствуют улучшению качества изби­рательного процесса и повышению дове­рия граждан к выборам.

    * * *

    В последние годы Узбекистан пред­принимает активные шаги по увеличению роли парламента в политической системе. Под руководством Президента Шавката Мирзиёева были проведены значительные реформы, направленные на усиление пол­номочий парламента. И сегодня мы видим, что созданные условия политической кон­куренции способствуют развитию демо­кратических институтов. Парламент стал платформой для обсуждения и принятия важных законодательных инициатив, что способствует более широкому представи­тельству интересов граждан. А такие фун­даментальные демократические понятия и явления, как права и свободы человека, вер­ховенство закона, открытость и прозрач­ность, свобода слова, религии и убеждений, общественный контроль и гендерное равен­ство, становятся неотъемлемой частью жизни современного Узбекистана.

    Гулноза Исмаилова,

       Проректор УМЭД,

             доктор юридических наук, профессор

    "Pravda Vostoka" gazetasi №218