Новая экономическая эра в самом сердце Центральной Азии
Новая экономическая эра в самом сердце Центральной Азии
В Узбекистане активно развивается экономика, растет инфраструктура, что значительно улучшает позиции республики в международных рейтингах. Страна демонстрирует стабильный рост в таких сферах, как бизнесклимат, инвестиционная привлекательность и логистика. Это отражает ее стремление к интеграции в глобальную экономику. Важные реформы и стратегические инициативы позволяют упрочить свои позиции на международной арене, привлекая внимание инвесторов и укрепляя деловые связи с зарубежными партнерами.
27 октября 2024 года состоялись выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и Кенгаши народных депутатов. Впервые они прошли на основе мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системы и в полном соответствии с международными избирательными стандартами и национальным избирательным законодательством. Это также были первые парламентские выборы после принятия Конституции страны в новой редакции. После парламентских выборов состоялось первое заседание Законодатель[1]ной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, где выступил Президент Шавкат Мирзиёев. Отмечая результаты осуществленных за последние годы масштабных демократических реформ, глава государства подчеркнул улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах. В частности, стоит отметить значительное повышение нашего государства в индексах, связанных с логистикой и инновациями, ведь в этих направлениях наша страна предпринимает колоссальные усилия, стремясь расширить географию экспорта и привлечь инвесторов.
Достигнутые успехи - не повод останавливать работу. Нам предстоит сделать еще многое. Так, намечены большие планы по доведению объема валового внутреннего продукта страны до 160 миллиардов долларов, созданию возможностей для повышения доходов на душу населения до более пяти тысяч долларов и сокращения уровня бедности до пяти процентов. Глава государства также обозначил задачу по обеспечению темпов экономического роста на уровне 6-7 процентов в следующие пять лет.
В условиях стремительно меняющейся геополитической ситуации в мире значительно трансформируется карта международных логистических направлений, что ставит перед странами задачи по поиску альтернативных транспортных коридоров, играющих ключевую роль в развитии экономики и обеспечивающих эффективное перемещение товаров, услуг и людей. Транспорт и логистика выступают основой для успешной работы многих отраслей, включая торговлю, промышленность, сельское хозяйство, туризм, науку. Представляют колос[1]сальную важность для поддержания и укрепления международных связей и участия страны в глобальных цепочках поставок.
Хорошо развитая транспортная сеть снижает логистические издержки, повышая тем самым конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках. Это способствует увеличению объемов торговли, расширению экспорта и импорта. При этом требуются значительные инвестиции в строительство и эксплуатацию объектов, в обучение и трудоустройство специалистов. Транспортная инфраструктура также стимулирует экономическое развитие удаленных регионов, обеспечивая их связь друг с другом.
Узбекистан активно работает над развитием своей транспортной логистической инфраструктуры - неотъемлемой составляющей стратегии по модернизации экономики и интеграции в международные транспортные и торговые сети. К тому же наша страна выступает важным звеном в создании и расширении транспортных коридоров, соединяющих Центральную Азию с другими регионами мира.
Исследования показывают: степень привлекательности национальных экономик для иностранных инвесторов неразрывно связана со снижением административных барьеров и благоприятной бизнессредой. Соответствующие оценки представлены в международных рейтингах.
Существует немало подходов и методик оценивания эффективности логистического потенциала и качества транспортной инфраструктуры страны. Один из наиболее известных в мире - Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI), публикуемый Всемирным банком раз в два года. Рейтинг составляется по результатам опроса логистических операторов в разных странах и измеряет производительность поставок по всей логистической цепочке в том или ином государстве. Индекс отражает средневзвешенную оценку по шести ключевым параметрам: эффективность процесса таможенной проверки органами пограничного контроля; качество торговой и транспортной инфраструктуры; простота организации поставок по конкурентоспособным ценам; компетентность и качество логистических услуг, представленные в стране; возможность отслеживать грузы; своевременность доставки в пункт назначения в запланированные или ожидаемые сроки доставки.
Опрос среди международных, национальных и региональных логистических операторов охватывает две части. Первая касается международного индекса LPI и отражает эффективность логистической системы в отношении восьми государств, с которыми работает исследуемая компания. Вторая определяет внутренний индекс LPI (оценка эффективности логистической системы). Расчет индекса в свою очередь основывается на оценке международного и внутреннего показателей эффективности логистики, определяя место страны среди других государств мира, включенных в рейтинг. Респонденты оценивают эффективность логистики по пятибалльной шкале.
Узбекистан по итогам 2023-го поднялся в данном индексе на 11 позиций и занял 88-е место. О чем это говорит? В первую очередь, конечно же, о результативности принятых руководством страны мер по усовершенствованию транспортно-логистического потенциала и экономической мощи государства. Позиции соседнего Казахстана, к примеру, ухудшились по сравнению с аналогичным показателем в предыдущем рейтинге. Таджикистан, наоборот, улучшил свои результаты и поднялся на 97-е место. Кыргызстан опустился на 15 пунктов (123-е место). По позициям в данном рейтинге страны Центральной Азии все еще сильно отстают. Но, как известно, любой вызов - это новая возможность.
В результате системных реформ, направленных на эффективную организацию государственного управления, обеспечение экономической стабильности и социального благополучия, создание открытой, прозрачной и благоприятной среды для граждан и международных партнеров, улучшаются показатели нашей страны в международных рейтингах. В частности, за последние пять лет Узбекистан поднялся в Индексе верховенства права на 16 позиций, Индексе восприятия коррупции - на 32, Индексе развития электронного правительства - на 18, Индексе экономической свободы - на 31, Индексе эффективности логистики и Глобальном инновационном индексе - на 11.
Понимая необходимость улучшения позиций страны в международных рейтингах, Узбекистан уделяет пристальное внимание работе по расширению транспортно-логистической инфраструктуры. В частности, одна из задач, определенных в Стратегии «Узбекистан - 2030», направлена на углубление интеграции республики в глобальные транспортно-логистические сети и повышение потенциала национальной транспортной системы. Цель выполнимая. Так, ожидается, что мы доведем объем перевозки транзитных грузов через территорию республики до 16 миллионов тонн. Поставлены задачи и по сокращению сроков перевозки грузов по железной дороге в северном направлении на 40 процентов, а также по увеличению объемов услуг пассажирских и грузоперевозок в три раза. Республика намерена довести долю электрифицированных железных дорог до 65 процентов и увеличить количество авиаперелетов в четыре раза. Все эти меры послужат улучшению имиджа республики на международной арене, что будет отражено в международных рейтингах.
А летом текущего года Президент страны подписал Указ «О дополнительных мерах по совершенствованию системы работы с международными рейтингами и индексами и усилению парламентского контроля в данной сфере». В соответствии с документом, где особое внимание уделяется позиции страны в Индексе эффективности логистики, было одобрено предложение о внедрении порядка ежегодного обсуждения в Сенате Олий Мажлиса национального доклада об улучшении позиций страны в приоритетных международных рейтингах и индексах. Так, поставленные руководством страны задачи по улучшению имиджа страны в авторитетных рейтингах обязывают парламентариев в том числе разрабатывать соответствующие законы и вносить необходимые поправки в законодательство.
Развитие транспортно-логистической системы откроет для нашей страны множество возможностей. Став альтернативным транспортным узлом в Центральной Азии, Узбекистан сможет привлекать большие объемы грузов и наращивать потенциал для развития региональных связей. Это непременно отразится на позициях республики в международных рейтингах, в частности в Индексе эффективности логистики. Таким образом, Узбекистан максимизирует свое геоэкономическое положение, а значит, приумножит благосостояние.
Азиз Абдуллаев
и.о. доцента УМЭД
Газета «Правда Востока» №256