Развитие политических партий и роль смешанной избирательной системы
Развитие политических партий и роль смешанной избирательной системы
Политические партии – движущая сила прогрессивных преобразований в стране, играющая важную роль в формировании гражданского общества. Будучи активным участником избирательного процесса, политические партии вносят значимый вклад в совершенствование государственных институтов. Демократия не стоит на месте: модернизируется, трансформируется и развивается в зависимости от общества и его потребностей. Является движущей силой современного социума, помогает гражданскому обществу взаимодействовать с государством.
Современная демократия основана на выборности представительной системы, необходимые элементы которой – парламент, представительные органы власти, электорат и политические партии. Представительная система – столп демократии. В современных демократиях решающую роль в борьбе за власть играют партии, выступающие выразителями интересов общества и претендующие на полноту власти. Политическая партия является организованной и функционирующей системой, представляющей интересы всего общества и выдвигающей программу, которая включает мероприятия, в реализации которых заинтересовано само население. Политическая партия отличается от других институтов гражданского общества, являясь одной из самых универсальных политических структур, объединяющей граждан общими целями и задачами.
Исторически политические партии, как и в других регионах мира, в Центральной Азии появились в конце XIX – начале XX века. Их появление связано с политико-просветительским движением джадидов. Джадидизм постепенно наполнялся политическими идеями, чему способствовала социально-политическая обстановка в Туркестане. Первые политические партии были организованы джадидами. И хотя они пользовались разными методами, их объединяли общие идеи. Все хотели свободы для Туркестана, а именно: автономию и восстановление национальной государственности. Партии проводили большую просветительскую работу, так как джадиды считали, что путем просвещения народа можно выйти на прогрессивные отношения. Джадиды также выступали за парламентаризм.
Политические партии были всегда в центре внимания, так как являлись ключевым звеном взаимосвязанности общества и государства. Период возрождения узбекской государственности начинается с обретением Узбекистаном независимости. Фундаментом, на котором основывается государственность республики, выступают исторические традиции и опыт государственности Турана, Мавераннахра, государства Амира Темура в сочетании с принципами справедливости, демократии, свободы, приоритета прав человека.
Развитие политических партий в Узбекистане прошло несколько этапов: с периода обретения независимости в 1991 году и до наших дней. Суверенная республика начала формировать собственную политическую систему. Однако яркая и активная тенденция развития современных позиций политических партий в представительной системе страны наблюдается только в последние годы, что связано с демократическими реформами и активизацией участия граждан в общественно-политической жизни государства.
Возникновение, функционирование и активизация деятельности политических партий связаны с развитием общества, расширением демократии и прав представительных органов. Возрастание роли парламента напрямую соотносится с процессом политической зрелости партий в стране. Сегодня Олий Мажлис стал сильным звеном властной структуры, а Конституция в новой редакции расширила полномочия, тем самым усилив законодательную ветвь власти.
В настоящее время мы наблюдаем активизацию политических партий в Узбекистане, что само по себе является закономерным и естественным процессом, так как для этого имеется соответствующий правовой, институциональный и политический фундамент.
Как сказал Президент Шавкат Мирзиёев, важно, чтобы политические партии через свой депутатский корпус изучали социальные и экономические проблемы на местах, выдвигали предложения по их решению, а также осуществляли действенный парламентский и общественный контроль.
Политические партии играют ключевую роль в демократических выборах, поскольку представляют разные социальные группы населения, выражают их интересы. Партии формируют программы и платформы, отражающие взгляды и потребности своих избирателей, помогая структурировать политический диалог и обеспечивать голос общества. Они играют важную роль в политическом образовании граждан, информируя их о текущих задачах, политических процессах и возможностях участия в жизни общества и государства. Содействуют формированию политической культуры и активизации гражданского общества, участвуют в разработке законов и политических решений. А в парламенте и других представительных органах политические партии предлагают законопроекты, ведут дебаты и голосуют по разным вопросам, влияя тем самым на политику страны. Выдвигая своих кандидатов, они мобилизуют избирателей, проводят кампании и стремятся завоевать поддержку, чтобы получить власть и реализовать свои программы. В последующем это дает им возможность формировать правительство.
Определяющей тенденцией развития избирательной системы является последовательное усиление полномочий политических партий в подготовке и проведении выборов, роли гражданских институтов в формировании и осуществлении деятельности высшего законодательного и представительных органов государственной власти.
Законом Республики Узбекистан от 18 декабря 2023 года внесены поправки в порядок проведения выборов в Узбекистане. В Избирательный кодекс включен порядок проведения выборов в Законодательную палату на основе мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системы, в которой избирательные округа будут делиться на одномандатные и единый избирательный округ. 75 депутатов Законодательной палаты будут избраны от одномандатных округов по мажоритарной системе (голосование за кандидата), остальные 75 – по пропорциональной, то есть на основе голосов, отданных политическим партиям (по партийным спискам). Политические партии, получившие не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу на выборах в Законодательную палату, обретают мандат в установленном порядке.
Важнейшая политико-правовая предпосылка принятия данного закона –необходимость углубления парламентских реформ, обеспечения эффективности функционирования двухпалатного парламента, а также усиления роли политических партий в дальнейшей демократизации государственно-правового механизма.
Смешанная избирательная система объединяет элементы мажоритарной и пропорциональной. Это позволяет использовать преимущества каждой из них и вместе с тем компенсировать имеющиеся недостатки. Основные элементы мажоритарной системы состоят в том, что кандидаты избираются в одномандатных округах, где побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Это способствует тому, чтобы избиратели знали своих представителей и могли напрямую на них влиять. В пропорциональной системе партии получают места в парламенте пропорционально количеству голосов, полученных на выборах, что способствует представительству меньшинств, обеспечивает более широкий спектр мнений в парламенте.
Смешанная система позволяет объединить прямое представительство избирателей (через мажоритарные округа) с пропорциональным представительством политических партий. Это помогает сбалансировать интересы всех избирателей. Смешанная система позволяет объединить прямое представительство избирателей (через мажоритарные округа) с пропорциональным представительством политических партий.
Использование пропорциональной системы уменьшает вероятность диспропорции в парламенте, когда партия, получившая меньшинство голосов, может получить непропорционально большое количество мест (или наоборот). Это делает парламент более представительным и справедливым. Смешанная система способствует активному участию политических партий и кандидатов, стимулируя здоровую политическую конкуренцию. Кандидаты, избранные по мажоритарной системе, несут ответственность перед избирателями на местном уровне, что усиливает их подотчетность. Пропорциональная система в свою очередь помогает поддерживать связь с избирателями через партии, которые представляют более широкие идеологические и политические интересы.
Германия, к примеру, использует смешанную избирательную систему. Избиратели голосуют дважды: один раз – за кандидата в своем одномандатном округе и один раз – за партию. Это обеспечивает баланс между персонализированным и пропорциональным представительством. Новая Зеландия приняла смешанную избирательную систему в 1996 году.
Смешанная избирательная система играет важную роль в обеспечении баланса между прямым и пропорциональным представительством, способствует усилению подотчетности, снижению диспропорции и укреплению политической конкуренции. В странах, использующих эту систему, помогает создать более стабильные и представительные парламенты, отвечающие интересам широкого круга избирателей.
В Узбекистане здоровая конкуренция между политическими партиями во время выборов является важной целью на пути к демократизации. За последние годы под руководством Президента Шавката Мирзиёева предприняты значимые шаги в сторону либерализации политической системы. В частности, это реформы избирательной системы, расширение прав и свобод, повышение уровня свободы слова. Все это позволяет политическим партиям свободнее вести кампании в среде здоровой конкуренции.
Современный Узбекистан – динамично развивающееся государство, где права и интересы человека лежат в основе реформ, которые проводятся не ради галочки, а во имя чести и достоинства человека, защиты его интересов. В нашей стране действуют стабильные государственные институты, последовательно укрепляются и развиваются демократические ценности, политические системы и институты гражданского общества. Также обеспечивается динамичное и устойчивое развитие социально-ориентированной рыночной экономики, а демократические преобразования поддерживаются народом.
Одним из важнейших факторов достижения всех этих результатов стало создание политико-правовых, организационных условий для реализации гражданами своих конституционных прав на участие в управлении делами государства и общества. Здоровая конкуренция между политическими партиями во время выборов является основополагающим элементом демократии. В Узбекистане продолжается процесс реформ, направленных на создание условий для такой конкуренции. Успешная их реализация будет способствовать укреплению демократических институтов, а вместе с тем и повышению качества жизни граждан.
Гулноза Исмаилова,
Проректор УМЭД,
доктор юридических наук, профессор