Развитие политических партий и роль смешанной избирательной системы

Развитие политических партий и роль смешанной избирательной системы

    Развитие политических партий и роль смешанной избирательной системы

    Развитие политических партий и роль смешанной избирательной системы

                Политические партии – движущая сила прогрессивных преобразований в стране, играющая важную роль в формировании гражданского общества. Будучи активным участником избирательного процесса, политические партии вносят значимый вклад в совершенствование государственных институтов. Демократия не стоит на месте: модернизируется, трансформируется и развивается в зависимости от общества и его потребностей. Является движущей силой современного социума, помогает гражданскому обществу взаимодействовать с государством.

             Современная демократия основана на выбор­ности представительной системы, необходимые элементы которой – парламент, представительные органы власти, электорат и политические партии. Представительная система – столп демократии. В современных демократиях решающую роль в борьбе за власть играют партии, выступающие выразителями интересов общества и претендующие на полноту власти. Политическая партия является организованной и функционирующей системой, представляющей интересы всего общества и выдви­гающей программу, которая включает мероприятия, в реализации которых заинтересовано само насе­ление. Политическая партия отличается от других институтов гражданского общества, являясь одной из самых универсальных политических структур, объединяющей граждан общими целями и зада­чами.

            Исторически политические партии, как и в дру­гих регионах мира, в Центральной Азии появились в конце XIX – начале XX века. Их появление связано с политико-просветительским движением джадидов. Джадидизм постепенно наполнялся политическими идеями, чему способствовала социально-политиче­ская обстановка в Туркестане. Первые политические партии были организованы джадидами. И хотя они пользовались разными методами, их объединяли общие идеи. Все хотели свободы для Туркестана, а именно: автономию и восстановление национальной государственности. Партии проводили большую просветительскую работу, так как джадиды считали, что путем просвещения народа можно выйти на про­грессивные отношения. Джадиды также выступали за парламентаризм.

             Политические партии были всегда в центре вни­мания, так как являлись ключевым звеном взаимосвязанности общества и государства. Период воз­рождения узбекской государственности начинается с обретением Узбекистаном независимости. Фунда­ментом, на котором основывается государственность республики, выступают исторические традиции и опыт государственности Турана, Мавераннахра, государства Амира Темура в сочетании с принци­пами справедливости, демократии, свободы, прио­ритета прав человека.

                  Развитие политических партий в Узбекистане прошло несколько этапов: с периода обретения независимости в 1991 году и до наших дней. Суверенная республика начала формировать собственную политическую систему. Однако яркая и активная тенденция развития современных позиций политических партий в представительной системе страны наблюдается только в последние годы, что связано с демократическими реформами и активизацией участия граждан в общественно-политической жизни государства.

                Возникновение, функционирование и акти­визация деятельности политических партий связаны с развитием общества, расширением демократии и прав представительных органов. Возрастание роли парламента напрямую соот­носится с процессом политической зрелости партий в стране. Сегодня Олий Мажлис стал сильным звеном властной структуры, а Кон­ституция в новой редакции расширила пол­номочия, тем самым усилив законодательную ветвь власти.

              В настоящее время мы наблюдаем активиза­цию политических партий в Узбекистане, что само по себе является закономерным и есте­ственным процессом, так как для этого име­ется соответствующий правовой, институцио­нальный и политический фундамент.

         Как сказал Президент Шавкат Мирзиёев, важно, чтобы политические партии через свой депутатский корпус изучали социальные и экономические проблемы на местах, выдвигали предложения по их решению, а также осуществляли действенный парламентский и общественный контроль.

         Политические партии играют ключевую роль в демократических выборах, поскольку представляют разные социальные группы населения, выражают их интересы. Партии формируют программы и платформы, отража­ющие взгляды и потребности своих избирате­лей, помогая структурировать политический диалог и обеспечивать голос общества. Они играют важную роль в политическом обра­зовании граждан, информируя их о текущих задачах, политических процессах и возможно­стях участия в жизни общества и государства. Содействуют формированию политической культуры и активизации гражданского обще­ства, участвуют в разработке законов и поли­тических решений. А в парламенте и других представительных органах политические пар­тии предлагают законопроекты, ведут дебаты и голосуют по разным вопросам, влияя тем самым на политику страны. Выдвигая своих кандидатов, они мобилизуют избирателей, проводят кампании и стремятся завоевать под­держку, чтобы получить власть и реализовать свои программы. В последующем это дает им возможность формировать правительство.

          Определяющей тенденцией развития изби­рательной системы является последователь­ное усиление полномочий политических пар­тий в подготовке и проведении выборов, роли гражданских институтов в формировании и осуществлении деятельности высшего законо­дательного и представительных органов госу­дарственной власти.

            Законом Республики Узбекистан от 18 декабря 2023 года внесены поправки в порядок проведения выборов в Узбекистане. В Избирательный кодекс включен порядок проведения выборов в Законодательную палату на основе мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системы, в которой избирательные округа будут делиться на одномандатные и единый избирательный округ. 75 депутатов Законодательной палаты будут избраны от одномандатных округов по мажоритарной системе (голосование за кандидата), остальные 75 – по пропорциональной, то есть на основе голосов, отданных политическим партиям (по партийным спискам). Политические партии, получившие не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу на выборах в Законодательную палату, обретают мандат в установленном порядке.

          Важнейшая политико-правовая предпо­сылка принятия данного закона –необходи­мость углубления парламентских реформ, обеспечения эффективности функционирова­ния двухпалатного парламента, а также усиле­ния роли политических партий в дальнейшей демократизации государственно-правового механизма.

                 Смешанная избирательная система объ­единяет элементы мажоритарной и пропор­циональной. Это позволяет использовать преимущества каждой из них и вместе с тем компенсировать имеющиеся недостатки. Основные элементы мажоритарной системы состоят в том, что кандидаты избираются в одномандатных округах, где побеждает кан­дидат, получивший большинство голосов. Это способствует тому, чтобы избиратели знали своих представителей и могли напрямую на них влиять. В пропорциональной системе пар­тии получают места в парламенте пропорци­онально количеству голосов, полученных на выборах, что способствует представительству меньшинств, обеспечивает более широкий спектр мнений в парламенте.   

          Смешанная система позволяет объединить прямое представительство избирателей (через мажоритарные округа) с пропорциональным представительством политических партий. Это помогает сбалансировать интересы всех избирателей. Смешанная система позволяет объединить прямое представительство избирателей (через мажоритарные округа) с пропорциональным представительством политических партий.

             Использование пропорциональной системы уменьшает вероятность диспропорции в парла­менте, когда партия, получившая меньшинство голосов, может получить непропорционально большое количество мест (или наоборот). Это делает парламент более представительным и справедливым. Смешанная система спо­собствует активному участию политических партий и кандидатов, стимулируя здоровую политическую конкуренцию. Кандидаты, избранные по мажоритарной системе, несут ответственность перед избирателями на мест­ном уровне, что усиливает их подотчетность. Пропорциональная система в свою очередь помогает поддерживать связь с избирателями через партии, которые представляют более широкие идеологические и политические интересы.

             Германия, к примеру, использует смешан­ную избирательную систему. Избиратели голо­суют дважды: один раз – за кандидата в своем одномандатном округе и один раз – за партию. Это обеспечивает баланс между персонализи­рованным и пропорциональным представи­тельством. Новая Зеландия приняла смешан­ную избирательную систему в 1996 году.

                Смешанная избирательная система играет важную роль в обеспечении баланса между прямым и пропорциональным представитель­ством, способствует усилению подотчетности, снижению диспропорции и укреплению поли­тической конкуренции. В странах, исполь­зующих эту систему, помогает создать более стабильные и представительные парламенты, отвечающие интересам широкого круга изби­рателей.

            В Узбекистане здоровая конкуренция между политическими партиями во время выборов является важной целью на пути к демократи­зации. За последние годы под руководством Президента Шавката Мирзиёева предприняты значимые шаги в сторону либерализации поли­тической системы. В частности, это реформы избирательной системы, расширение прав и свобод, повышение уровня свободы слова. Все это позволяет политическим партиям свобод­нее вести кампании в среде здоровой конку­ренции.

           Современный Узбекистан – динамично развивающееся государство, где права и интересы человека лежат в основе реформ, которые проводятся не ради галочки, а во имя чести и достоинства человека, защиты его интересов. В нашей стране действуют стабильные государственные институты, последовательно укрепляются и развиваются демократические ценности, политические системы и институты гражданского общества. Также обеспечивается динамичное и устойчивое развитие социально-ориентированной рыночной экономики, а демократические преобразования поддерживаются народом.

             Одним из важнейших факторов достижения всех этих результатов стало создание полити­ко-правовых, организационных условий для реализации гражданами своих конституци­онных прав на участие в управлении делами государства и общества. Здоровая конкурен­ция между политическими партиями во время выборов является основополагающим элемен­том демократии. В Узбекистане продолжается процесс реформ, направленных на создание условий для такой конкуренции. Успешная их реализация будет способствовать укреплению демократических институтов, а вместе с тем и повышению качества жизни граждан.

            

    Гулноза Исмаилова,

       Проректор УМЭД,

             доктор юридических наук, профессор