ЖЕНЩИНЫ И НАУКА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ

ЖЕНЩИНЫ И НАУКА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ

    ЖЕНЩИНЫ И НАУКА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ

    ЖЕНЩИНЫ И НАУКА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ

     По данным Всемирного банка, там, где управляет женщина, - высокий уровень экономического развития. Пример - скандинавские и азиатские страны. В их числе в первую очередь Сингапур, а также Китай, где самый высокий в мире процент женщин-миллионеров и миллиардеров. Да и с древних времен в хадисах говорится, что, обучая сына, в будущем воспитаешь в семье одного человека, а если дочку - то всю семью. Действительно, великих людей в прошлом и настоящем воспитывали и учили грамоте именно их матери. В развитом обществе уровень прогресса и цивилизованности определяется отношением к женщинам и создаваемыми для них возможностям и условиям.

     Известный педагог-джадидист Абдулла Авлони писал: «Девочки должны стремиться к образованию больше, чем кто-либо другой, потому что, обладая этими знаниями, они будут обучать следующее поколение». Не случайно в Новом Узбекистане на уровне государственной политики особое внимание уделяется вопросам получения всестороннего образования девочками и женщинами на правовой основе.

    По инициативе Президента Шавката Мирзиёева в нашей стране осуществляются широкомасштабные реформы по всесторонней поддержке женщин, повышению их социаль­но-экономической и политической активности, обеспечению занятости, широкому при­влечению к предпринимательству и научной деятельности. Это отразилось прежде всего в таких важнейших документах, как Конститу­ция Республики Узбекистан в новой редакции, Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года, а также в усилении сотрудничества с международными организациями и прежде всего с Организацией Объединенных Наций и ее учреждениями.

    Так, согласно предложениям струк­туры «ООН-Женщины» о необходимости инвестировать и предоставлять женщинам и девочкам возможности для обучения, роста и создания инно­ваций, а компаниям мира - принять Принципы расширения прав и воз­можностей женщин (способствуют гендерному равенству, расширению прав и возможностей на рабочем месте, на рынке и в обществе), орга­низуются международные меропри­ятия. В их числе Азиатский женский форум (Самарканд, 13-14 мая 2024-го), по линии Сената Олий Мажлиса РУз совместно с республиканским Коми­тетом семьи и женщин при сотруд­ничестве с организациями-партне­рами, бизнес-форум деловых женщин «Узбекистан - Польша» (Ташкент, 20 сентября 2024-го), презентация книги вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой и другие, объе­динившие ученых и специалистов с целью научного освещения разных вопросов, касающихся гендерного равенства.

    В нашей стране усилилась связь государственных учреждений и жен­ских ННО в вопросах инноваций, предпринимательства. Осуществля­ется поддержка соотечественниц и посредством присуждения им госу­дарственных премий имени Зульфии, Алишера Навои, Международной премии ЮНЕСКО - Узбекистан имени Абу Райхона Беруни.

    В соответствии с Указом Пре­зидента «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной под­держке семьи и женщин» от 7 марта 2022-го с 2022/2023 учебного года вве­ден ряд возможностей и льгот для под­держки образования соотечественниц. Кроме того, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 сентября 2023-го определено, что с 2023/2024 учебного года женщины, принятые в колледжи и техникумы для обучения на платно-контрактной основе в направлении строительства, транспорта, коммунального и сель­ского хозяйства, будут учиться за счет государственного гранта. Увеличи­лось и число частных вузов, что также способствовало большему поступле­нию девушек в высшие образователь­ные учреждения.

    Сказывается и активное участие вузов, ННО да и всей системы образования в международных образова­тельных программах (по линии ООН: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МОТ, ВОЗ и не только).

    Важным фактором в реализации потенциала соотечественниц стали задачи, обозначенные в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, Стратегии «Узбекистан - 2030», Целях ООН в области устойчивого развития, других документах.

    Следует отметить, что в настоя­щее время вопрос гендерного равен­ства в Узбекистане поднят на уровень государственной политики. Соответ­ственно, меняется отношение обще­ства касательно соотечественниц в науке, сферах IT, STEM и не только. Вообще наука и гендерное равенство - неотъемлемая часть устойчивого развития. Участие женщин и девочек в инновационной деятельности повышает шансы человечества в достижении Целей устойчивого разви­тия ООН. Так, согласно дан­ным Национального доклада по науке и инновациям РУз, общая численность исследо­вателей в нашей стране увеличилась в 2021-м по сравнению с 2020-м на 33 процента. Доля женщин среди исследователей выросла на 13 процентов, хотя паритет еще не достигнут (пять академиков, тысяча докторов наук, пять тысяч кандидатов). Численность докторов наук (DSc) и док­торов философии (PhD) возросла на 24 и 52 процента соответственно.

    Женщины-ученые достигают успехов в разных направле­ниях: в сельском хозяйстве, био­технологиях, химии, фармацевтике, медицине, археологии, патологоана­томии, политической, экономической сферах, социологии, юриспруденции, культуре, музыке, искусстве, спорте и других. Приведу несколько примеров.

    Сайёра Рашидова - академик Ака­демии наук Республики Узбекистан, доктор химических наук, профессор - долгие годы возглавляла Институт химии и физики полимеров Акаде­мии наук Республики Узбекистан, подготовила более 20 докторов, имеет около 300 научных публикаций, ряд монографий, 20 авторских свиде­тельств.

    Тамарахон Арипова - директор Института иммунологии и геномики человека АН РУз. Доктор медицинских наук, про­фессор, академик.

    Дильфуза Эгамбердиева входит в число двух процентов лучших ученых мира. Она в спи­ске ученых с самым высоким научным потенциалом 2020 года, эксперт в области сель­скохозяйственной биотехноло­гии. За 20 лет научной деятель­ности опубликовала около 200 научных статей. Кроме того, она член Комитета ООН по всемирной продовольствен­ной безопасности, предсе­датель сети ЮНЕСКО по науке и технологиям Ази­атско -Тихоокеанского региона.

    Холида Шайхова - доктор медицинских наук, профес­сор Ташкентской медицинской академии, заме­ститель пред­седателя Ассоци­ации врачей Узбекистана, почетный член Национальной медицинской ассоци­ации отоларингологов России, стран Центральной Азии и Турции.

    Саида Бекназарова - доктор тех­нических наук, профессор, заве­дующая кафедрой Ташкентского университета информационных тех­нологий имени Мухаммада ал-Хораз­мий, обладатель медалей «Шухрат», Исаака Ньютона.

    Неоценимый вклад в развитие музыкального искусства внесли и вносят первые женщины-дирижеры Дильбар Абдурахманова и Феруза Абдурахимова, композиторы - Дило­ром Сайдаминова, Дилором Омонул­лаева, Хуршида Хасанова и Ойдин Абдуллаева. Нельзя не отметить соотечественницу Азизу Садикову, музыка которой звучит в концертных залах Берлина, Лондона, Амстер­дама. Ее творчество сравнивают с произведениями великих композито­ров - Шуберта, Брамса, Чайковского, Шостаковича.

    Пример неподражаемого высокого дикторского искусства и мастерства на протяжении десятилетий демон­стрировали и уже создали свою школу дикторов народные артисты Узбеки­стана телеведущие Галина Мельни­кова и Насиба Ибрагимова.

    Горд Узбекистан и своими звездами спорта: представительницей спортив­ной гимнастики Оксаной Чусовити­ной, вошедшей в Зал славы мировой гимнастики и в Книгу рекордов Гин­несса; теннисисткой, генеральным секретарем Федерации тенниса Узбе­кистана Иродой Тулягановой - побе­дительницей Уимблдонского турнира среди девушек и Открытого чемпи­оната США по теннису, чемпионкой Азии, бронзовой медалисткой Всемир­ных игр среди девушек.

    Яркий представитель изобрази­тельного искусства нашей страны - Шамсрой Хасанова - первая женщи­на-узбечка художник. Она была директором Государственного музея искусств Узбекистана, супругой народного художника Узбекистана Чингиза Ахма­рова. Создала серию портретов извест­ных личностей и образы поэтесс Вос­тока - Нодирабегим, Зебинисо, Увайси, а также образ талантливой танцовщицы Тамары Ханум.

    В целях дальнейшего привлечения соотечественниц в науку необходимо продолжать последовательную работу в рамках деятельности Комитета семьи и женщин Республики Узбекистан (движения «Окила аёллар» при комитете), Ассоциации женщин-ученых «Олима», клубов девушек- лидеров. Это и проведение интеллектуальных конкурсов «Заковат», международного образовательного - Technovation Girls, разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ в школах, в частности вводимых систем STEM- образования (обучение, объединяющее науку, технологию, инженерию и математику).

    Проводимая всесторонняя работа призвана вопреки имеющимся иногда стереотипам развивать желание полу­чать знания, навыки научного и критического мышления.

    Таким образом, усилия, прилага­емые на уровне государства, ННО и международных организаций, их структур, призваны привнести свои плоды в построение Нового Узбе­кистана. В итоге в нашей стране появится больше женщин-ученых, что будет содействовать научным и науч­но-техническим преобразованиям в обществе, расцвету каждой лично­сти, ведь наукой занимаются только талантливые.

    Эътибор Султанова

    Доктор политических наук, профессор, председатель Ассоциации женщин-ученых «Олима» города Ташкента.

    Газета «Правда Востока» №14