Гендерный баланс: Равенство как сила перемен

Гендерный баланс: Равенство как сила перемен

    Гендерный баланс: Равенство как сила перемен

    Гендерный баланс: Равенство как сила перемен

    Расширение политических прав и возможностей женщин имеет решающее значение для обеспечения инклюзивного и эффективного управления в государстве.

     К примеру, избирательное право в течение длительного времени во всем мире являлось привилегией только мужского населения. К 1917 году женщины имели активное избирательное право лишь в несколь­ких странах: Австралии, Дании, Исландии, Новой Зеландии и Нор­вегии. Официальная трактовка этого ценза объяснялась широко рас­пространенным мнением о том, что уделом женщины должна быть рутина домашнего хозяйства. Такое устоявшееся суждение в обще­стве долго препятствовало вовлечению женщин в политические про­цессы. Однако по мере роста политического самосознания женского населения активизировались борьба прогрессивных сил и движение за предоставление права голоса женщинам.

    К середине XX века начался рост продвижения женского избирательного права, что привело к его закреплению в международном праве. Одними из последних право для участия в выборах получили женщины Кувейта в 2005-м, Объединенных Араб­ских Эмиратов в 2006-м и Саудовской Аравии в 2011 году.

    Статья 2 Всеобщей декларации прав чело­века, принятой ООН в 1948 году, гласит: «Каж­дый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было разли­чия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде­ний, национального или социального происхож­дения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляю­щейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».

    Необходимость принятия государствами мер, направленных на продвижение прав женщин, включая принцип равноправия, в свои нацио­нальные конституции или другое соответству­ющее законодательство, максимальное участие женщин наравне с мужчинами во всех сферах общественно-политической жизни страны, офи­циально признана в 1979-м, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликви­дации всех форм дискриминации в отношении женщин. Узбекистан присоединился к доку­менту в 1995 году.

    Конвенцию по праву называют «междуна­родным биллем о правах женщин», так как она обязала государства обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право уча­ствовать в формировании и осуществлении правительственной политики, занимать госу­дарственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях госуправления. В 1995-м Узбекистан ратифи­цировал Международный пакт о гражданских и политических правах, который обязует обе­спечивать равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политиче­скими правами.

    На четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в Пекине в 1995 году, рассматривался назревший вопрос о том, что прогресс, достигнутый в деле достиже­ния равенства между мужчинами и женщинами, является недостаточным. В ответ правительства приняли Пекинскую декларацию и Платформу действий ООН, излагающие наиболее важные и вызывающие обеспокоенность факторы, вли­яющие на процесс расширения прав и возмож­ностей женщин. В Платформе действий отмеча­ется, что участие представителей обоих полов в процессах принятия решений является не только справедливым, но и выгодным решением, и что отсутствие женщин в политике ведет к тому, что их интересы, скорее всего, не будут учиты­ваться. Представительство женщин и их участие в принятии решений на всех уровнях исключи­тельно важны для достижения целей равенства, развития и мира.

    Неотъемлемой частью Пекинской платформы действий стало признание важности участия женщин в политической жизни. В этом доку­менте содержится призыв к принятию срочных мер, направленных на устранение трудностей и препятствий, стоящих на пути улучшения поло­жения женщин через обеспечение полного осу­ществления прав женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека и основных свобод, устранение всех препятствий на пути достиже­ния равенства и улучшения положения женщин в глобальном масштабе.

    Расширение политических прав и возможно­стей, право женщин на участие в государствен­ных делах - важная гарантия устойчивого раз­вития. Их вклад в жизнь общества посредством участия в общественных делах разнообразен и имеет далеко идущие последствия. А участие в политических процессах улучшает их состо­яние и гарантирует, что направление поли­тики государства в большей степени отражает потребности и опыт всего общества. В интере­сах государств уделить приоритетное внимание расширению политических прав и возможно­стей женщин, обеспечить реализацию их прав на участие в общественных делах.

    «Женщины и мужчины имеют равные права» - гласит статья 58 Конституции Республики Узбекистан. Президент Шавкат Мирзиёев 22 февраля 2021 года, затрагивая гендерный вопрос на 46-й сессии Совета по правам человека ООН, среди обозначенных приоритетов демократических преобразований в Узбекистане отметил: «В вопросах гендерной политики мы намерены кардинально повысить роль женщин в общественной, политической и деловой жизни страны».

    Повестка дня в области устойчивого раз­вития на период до 2030 года отдает приори­тет гендерному равенству и учитывает права женщин. ЦУР № 5 посвящена достижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей всех женщин и девочек, а ЦУР № 16 - инклюзивным институтам. В рамках пятой цели государства - члены ООН согласо­вали несколько задач, в том числе по обеспе­чению полного и эффективного участия жен­щин и равных возможностей для лидерства на всех уровнях принятия решений в политиче­ской, экономической и общественной жизни. Индикатор ЦУР «Доля мест, занимаемых жен­щинами в национальных парламентах и мест­ных органах власти» отслеживает прогресс в достижении этой цели.

    В Новом Узбекистане осуществляется мас­штабная и динамичная работа в сфере совершенствования конституционно-правовых основ повышения роли и участия женщин в общественной, политической и деловой жизни страны. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, в нынешнюю эпоху глобализации защита прав и свобод, законных интересов жен­щин приобретает еще более актуальное значение. Требованием времени становится повышение их социально-экономической и политико-правовой активности.

    Сегодня доля женщин в политических партиях нашей республики достигла 47 процентов, в высшем образовании - 48, в предпринимательской деятельности - 37. Соотечественницы, занимающие руководящие должности, составляют 33 процента. В составе Сената 26,4 процента женщин, председателем Сената Олий Мажлиса Узбекистана также избрана женщина. В Законодательную палату входят 57 женщин-депутатов. Соотечественницы возглавляют около двух тысяч государственных и общественных организаций. Все это свидетельствует о динамике в развитии государства, а также о повышении роли и статуса женщины в общественно-политической жизни.

    Проводимые в Узбекистане экономические, социальные, политические реформы не обхо­дят стороной вопрос повышения роли девушек и женщин, создавая условия для раскрытия ими своего потенциала, знаний и таланта. Реализа­ция политики Президента Шавката Мирзиёева способствует усилению внимания к правам женщин и повышению их занятости. В своем выступлении на первом заседании Сената Олий Мажлиса глава государства поручил Сенату постоянно уделять внимание обеспечению защиты интересов женщин, решению их про­блем, обозначив приоритетной задачу по усиле­нию контроля за деятельностью государствен­ных органов, направленной на повышение роли женщин в обществе.

    В структуре Сената Олий Мажлиса Респу­блики Узбекистан создан Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства. Его основная задача - разработка рекомендаций по государ­ственной политике в области гендерного равен­ства и активного участия женщин в государ­ственной и общественной работе. Деятельность комитета должна способствовать повышению осведомленности общественности Узбекистана о гендерном равенстве, реализации инициатив, поддерживающих участие женщин в принятии решений, о консолидации усилий сторон в ходе эффективной и ориентированной на результат работы по гендерным вопросам.

    Как отметил Президент страны, комитету следует регулярно изучать ход выполнения задач по обеспечению гендерного равенства, адресной поддержке женщин, оказавшихся в тяжелом социальном положении, а также по содействию их занятости.

    Усиление политической активности жен­щин в Узбекистане будет способствовать реше­нию многих социальных проблем. Чем актив­нее мы станем продвигать интересы женщин, тем быстрее и эффективнее будут решаться вопросы. Женщины, которые активно и сво­бодно выражают свою политическую и граж­данскую позиции, получат возможность реа­лизовать свой потенциал, иметь постоянное место работы, при этом воспитывать детей и двигаться вперед.

    Результаты исследований показывают, что представленность женщин в парламенте играет позитивную роль. Так, размер соотношения женщин - членов парламента сильно влияет на характер дискуссий в политике. С учетом незна­чительного представительства женщин в парла­ментах и других руководящих органах полити­ческие партии должны проявлять инициативу и принимать меры для решения вопроса равенства мужчин и женщин в управлении.

    Сегодня важно понять: какую выгоду может извлечь общество в целом, создавая государ­ство с политическим управлением, основанным на партнерстве мужчин и женщин в политике? Ответ прост: это источник наиболее полной и представительной демократии, поскольку таким образом создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.

    Введение 40-процентной квоты для женщин в Избирательном кодексе Республики Узбекистан служит дополнительной гарантией участия соотечественниц в политике. Перед политическими партиями стоят задачи по тщательному отбору кандидатов, привлечению потенциальных кандидатов-женщин и поддержке развития их талантов и потенциала. Партии должны готовить женщин- политиков, способных оказывать существенное влияние на политические процессы и политическую культуру общества и государства. Стратегия выдвижения кандидатов в депутаты может быть более результативной при условии применения системных подходов, а также благодаря координированию и последовательности процесса. Должна осуществляться заблаговременно и на протяжении всего избирательного цикла.

    Для достижения равного участия женщин в политической сфере нужны новые, более про­думанные и последовательные усилия полити­ческих партий, актуальные подходы к использо­ванию политических технологий в выдвижении женщин-кандидатов. Разработка комплексных мер, программ и стратегий, направленных на поддержку широкого участия женщин во всех аспектах политической жизни, а также исполь­зование передовых практик зарубежных стран позволят значительно улучшить показатели в представительной власти нашей страны.

    Законы должны быть осмысленно реали­зованы на практике, а это требует настойчи­вой политической воли, постоянных усилий и изменения укоренившихся культурных норм и взглядов. В конечном счете законы - только инструменты, которые расширяют возможности женщин, стимулируют государство гарантиро­вать полное и равное их участие в политической и экономической жизни страны. Все остальное обеспечивается постоянным участием в этом процессе всего гражданского общества.

    Гулноза Исмаилова.

    Проректор по науке и инновациям УМЭД,

    доктор юридических наук, профессор.

    Газета «Правда Востока» № 8