Как Узбекистан превращается в центр зеленых инициатив
Как Узбекистан превращается в центр зеленых инициатив
Зеленая экономика зарождалась постепенно как ответ на необходимость сбалансировать экономическое развитие с охраной окружающей среды.
Первым шагом человечества на пути к экологическим реформам стала первая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (известна как Саммит Земли), прошедшая в 1972 году в Стокгольме (Швеция). Это событие послужило отправной точкой для проработки и утверждения международных экологических стандартов и организации зеленой политики государств. Позднее в 1987-м был опубликован доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (Доклад Брундтланд), который впервые ввел понятие «устойчивое развитие». Основная суть его состояла в следующем: экономический рост не должен происходить за счет разрушения окружающей среды, а напротив, обязан учитывать потребности будущих поколений. В конце прошлого столетия мировое сообщество уже полностью осознавало: загрязнение атмосферы ведет к глобальному потеплению. Так, в 1997 году был подписан Киотский протокол, установивший обязательства для стран по сокращению выбросов парниковых газов. А уже в 2000-х произошел бурный рост интереса государств к зеленой экономике и возобновляемым источникам энергии.
Журналист газеты «Правда Востока» побеседовал с заведующей кафедрой международной экономики Университета мировой экономики и дипломатии, кандидатом экономических наук, доцентом и экспертом в области зеленой экономики, автором научных статей на тему устойчивого развития Лайло ТАШПУЛАТОВОЙ о том, что представляет собой переход к зеленой экономике и какие социальные преимущества она может принести в будущем:
- На зеленый курс развития сегодня переходят многие страны мира. Данные процессы обусловлены изменением климата, загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов. Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приводит к глобальному потеплению, а это основной фактор, провоцирующий экстремальные погодные явления, таяние ледников, температурные аномалии. Переход на зеленый курс подразумевает полную трансформацию экономики и общественной жизни и предполагает отказ от традиционных, углеродоемких источников энергии в пользу экологически чистых и возобновляемых. Концепция охватывает не только энергетический сектор, но и промышленность, транспорт, сельское хозяйство, образование и медицину.
Понимание увеличивающихся экономических, социальных и экологических рисков, связанных с последствиями изменения климата, подтолкнуло правительства многих стран принимать стратегии зеленого курса и программы по декарбонизации экономики. В условиях глобализации и взаимозависимости экономик необходимость совместных усилий для достижения устойчивого развития становится особенно актуальной. Парижское соглашение, к примеру, определяет необходимость конкретных мер по борьбе с изменением климата, формируя поворот к новой низкоуглеродной модели экономического развития на основе постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов в пользу зеленых технологий. Узбекистан, присоединившись к Парижскому соглашению, взял на себя обязательства по сдерживанию глобального потепления. Так, к 2030 году в нашей стране планируется сократить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 35 процентов по сравнению с уровнем 2010-го. Изменение климата оказывает негативное воздействие на продовольственную, экологическую, энергетическую, социальную и экономическую безопасность. Ускорение негативных последствий изменения климата уже создает значительные риски для всех стран, включая Узбекистан. Выбросы парниковых газов не знают границ, и это делает проблему глобальной, а также требует скоординированных совместных усилий. Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что переход на зеленую экономику и достижение углеродной нейтральности являются стратегическими приоритетами для Нового Узбекистана. И это не только экологическая, но и социально-экономическая необходимость. Наша страна обладает значительными запасами природных ресурсов, а переход к более устойчивым методам их использования может способствовать экономическому росту и созданию рабочих мест. Важность зеленого курса обусловлена еще и тем, что устойчивое развитие способствует улучшению качества жизни и здоровья населения, помогает сократить уровень бедности.
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА: РАЗВИТИЕ НА ГЛОБАЛЬНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
- Какие наиболее значимые зеленые инициативы продвигает Узбекистан на глобальном и национальном уровнях?
- В первую очередь следует отметить международные усилия Узбекистана в данном направлении. Выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что стратегическими задачами для нас остаются адаптация основных отраслей экономики Узбекистана к изменению климата, достижение углеродной нейтральности и резкое увеличение доли зеленой энергетики. Так, в целях реализации зеленых инициатив и достижения устойчивого развития Узбекистан активно сотрудничает с международными организациями, такими как ООН, Всемирный банк, ЕБРР, АБР, и другими. За последние годы по инициативе Узбекистана Генеральной Ассамблеей ООН приняты десять специальных резолюций. Несколько из них напрямую касаются экологических вопросов и отражают активную роль экологической дипломатии Узбекистана. Хочу подчеркнуть, что экологические инициативы Президента нашей страны, представленные на площадках ООН, получают широкую поддержку международного сообщества и вносят реальный вклад в обеспечение устойчивого развития на глобальном уровне. 13 августа 2024 года Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Узбекистана приняла Резолюцию по содействию устойчивому лесопользованию. В документе звучит призыв принимать участие в реализации проектов по посадке деревьев на деградированных землях, в том числе в засушливых районах, обеспечивать долгосрочное сохранение высаженных деревьев путем разработки эффективных стратегий ухода. Принятие резолюции - акт признания на международном уровне успехов реализации общенационального проекта «Яшил макон» и масштабной инициативы по озеленению высохшего дна Аральского моря. Еще одним знаковым достижением Узбекистана стало принятие в 2021-м Специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, объявившей Приаралье зоной экологических инноваций и технологий. Это первый случай, когда Генассамблея предоставила региону столь высокий статус. Еще больше инициатив выдвинуто на национальном уровне. Здесь упор делается на развитии возобновляемой энергетики. Общий потенциал солнечной и ветровой энергии в Узбекистане в 10-12 раз превышает существующий объем энергопотребления. Всего же с 2021 года в республике было введено в эксплуатацию 10-зеленых электростанций (девять солнечных и одна ветровая). Только с января по октябрь 2024 года количество электроэнергии, произведенной всеми солнечными и ветровыми электростанциями в нашей стране, составило 4 млрд кВт/ч. Результаты выработки зеленой энергии позволили сэкономить 1,2 млрд кубометров природного газа и предотвратить выбросы вредных веществ в атмосферу в объеме 1,6 млн тонн. В то же время этот объем электроэнергии равен годовой социальной норме для 1,6 млн домохозяйств. В настоящее время 25-30 процентов общего объема производимой электроэнергии в Узбекистане приходится на солнечные, ветровые и гидроэлектростанции. Ожидается, что к 2030 году за счет ввода в эксплуатацию зеленых электростанций будет производиться более 40 процентов общего объема вырабатываемой электроэнергии. Это позволит ежегодно экономить 25 млрд кубометров природного газа, а главное - сократить вредные выбросы в атмосферу на 34 млн тонн. Среди важнейших инициатив, направленных на развитие зеленой экономики, следует отметить программные меры по повышению энергоэффективности. Значимым шагом стало принятие в 2024-м Закона «Об экономии энергии, ее рациональном использовании и повышении энергоэффективности». Таким образом, на законодательном уровне закреплены принципы рационального использования энергии, регулирования отношений в области повышения энергоэффективности страны. Новый закон играет ключевую роль и в создании конкурентной среды в энергетическом секторе, способствуя привлечению инвестиций. Документ также устанавливает принципы энергетической безопасности и эффективного использования ресурсов, включая электрическую и тепловую энергию. Говоря о практических мерах по переходу на зеленую экономику, нельзя оставить без внимания общенациональный проект «Яшил макон». Масштабная инициатива по созданию зеленого пространства предполагает посадку миллиарда деревьев и кустарников в течение пяти лет, или 200 миллионов деревьев и кустарников в год. Результаты поистине всенародного проекта будут способствовать улучшению качества воздуха, борьбе с изменением климата и опустыниванием, выполнению обязательств по Парижскому соглашению, а главное - повышению уровня и качества жизни людей.
Когда речь идет о зеленой экономике, нельзя не затронуть тему экологического образования. Для формирования экологической культуры с раннего возраста в детских садах и школах страны вводятся курсы, посвященные вопросам устойчивого развития и бережного отношения к природе. Вовлечение молодежи и повышение ее осведомленности о воздействиях изменения климата имеют первостепенное значение для долгосрочной адаптационной политики государства. В 2019 году была принята Концепция по развитию экологического образования в Республике Узбекистан, цель которой заключается в формировании у подрастающего поколения экологических знаний, сознания и соответствующей культуры. Она направлена на совершенствование науки в области экологии с использованием инновационных технологий, повышение квалификации специалистов в сфере образования и охраны окружающей среды. Одним из значимых шагов стало учреждение в 2023 году по инициативе Узбекистана Центрально азиатского университета изучения окружающей среды и изменения климата (Green University). Вуз призван развивать практическое сотрудничество в подготовке специалистов в области климатологии. В 2022 году в нашем университете начал работу Центр устойчивого развития, основная задача которого - способствовать эффективной реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития посредством проведения фундаментальных и прикладных исследований по вопросам устойчивого развития в страновом, региональном и международном контексте. Основная миссия центра - содействие науке и образованию в интересах устойчивого развития через наращивание исследовательского и образовательного потенциала. Таким образом, зеленая экономика становится не просто трендом, а стратегическим выбором, обеспечивающим благополучие нынешних и будущих поколений.
- Немаловажен и правовой аспект в процессе перехода к зеленой экономике…
- Верно. За последние годы в законодательстве Узбекистана произошли большие изменения, связанные с экологией и зеленым развитием. Основные направления зеленой политики страны закреплены в программных документах, ориентированных на сохранение природных ресурсов. Знаковым событием стало внесение отдельной статьи об охране окружающей среды в Конституцию Республики Узбекистан в ходе конституционной реформы 2023 года.
Для реализации экологической повестки приняты долгосрочные стратегические документы. Это Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (направлена на обеспечение экологической безопасности и снижение негативного воздействия на природу), Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы (включает меры по рациональному использованию водных ресурсов), Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов (предполагает внедрение современных систем утилизации и переработки отходов, что позволит улучшить санитарное состояние городов). Следует подчеркнуть, что в Узбекистане внедрены новые механизмы, обеспечивающие на практике реализацию принципов зеленого развития в бизнесе. К примеру, с 1 июня 2023-го действует система «зеленых сертификатов», обеспечивающая экологические стандарты на этапе производства, а с 1 января 2024-го - система мониторинга, отчетности и верификации (MRV) для контроля всех видов парниковых газов. Она призвана обеспечивать доступ общественности к данным мониторинга, отчетности и процессам адаптации к климатическим изменениям.
УСТОЙЧИВЫЙ БИЗНЕС - КАЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ
- Зеленая политика государства неразрывно связана с бизнесом. Но насколько выгодно предпринимателям производить экологически чистую продукцию?
- В настоящее время мы с полной уверенностью можем констатировать, что экологически чистые товары и услуги более чем выгодны для бизнеса. Разберемся почему. Во-первых, зеленые технологии приводят к снижению затрат в долгосрочной перспективе, а снижение издержек, как мы знаем, ключевой фактор роста прибыли в бизнесе. Инвестиции в энергоэффективные технологии и возобновляемые источники энергии помогают сократить эксплуатационные расходы. Элементарный пример: использование солнечных панелей и энергосберегающих устройств в разы снижает затраты на электроэнергию. Как показывает анализ, за последние десять лет мировая стоимость солнечной электроэнергии упала на 80 процентов, а в Узбекистане ее стоимость может быть еще меньше. Кроме того, переход на замкнутые циклы производства и уменьшение отходов способствуют экономии ресурсов. Во-вторых, правительство предлагает государственную поддержку в виде субсидий и налоговых льгот компаниям, которые инвестируют в зеленые технологии. В Узбекистане тоже действуют программы содействия в области возобновляемой энергетики и энергоэффективных технологий. К тому же следует учитывать: экологические нормы и стандарты ужесточаются. А значит, предприятия, которые лучше всех адаптируются к ним, смогут избежать штрафов и ненужных расходов в будущем. Ну и наконец: среди людей растет спрос на экологически чистую продукцию. Современные потребители все чаще отдают предпочтение безопасным для окружающей среды товарам. Это создает устойчивый спрос и открывает новые рынки для производителей. Корпорации и правительства также предъявляют требования к поставщикам, настаивая на соблюдении экологических стандартов.
Не стоит забывать и о факторе репутации бренда. Производство экологически чистой продукции позволяет значительно повысить имидж бизнеса, укрепить доверие клиентов и завоевать их лояльность. Фирмы, придерживающиеся принципов устойчивого развития, получают конкурентное преимущество при участии в тендерах и заключении международных контрактов. Кроме того, устойчивый бизнес вызывает интерес у инвесторов, поскольку отвечает требованиям ESG (экологические, социальные и корпоративные аспекты). Банки и фонды также предлагают льготные условия для зеленых проектов, включая выпуск зеленых облигаций. Дальновидные предприниматели знают: устойчивый бизнес менее подвержен влиянию колебаний цен на ископаемые ресурсы и изменениям в регуляторной среде.
- А какие социальные преимущества может дать зеленая экономика?
- Социальная выгода будет колоссальной. Международные эксперты и аналитики сейчас все чаще говорят о том, что переход к зеленой экономике создает как минимум столько же рабочих мест, сколько и традиционная экономика. Это может способствовать снижению уровня безработицы и улучшению экономической ситуации в обществе. Например, в прошлом году глобальные инвестиции в экологически чистую энергетику, а также рабочие места и возможности, которые они открывают, достигли рекордного уровня - 1,8 триллиона долларов (это эквивалентно размеру экономики Южной Кореи). По прогнозам, самый быстрый рост занятости до 2030 года в мировой экономике будет наблюдаться в двух профессиях - специалисты по обслуживанию ветряных турбин и монтажники солнечных фотоэлектрических систем. Использование экологически чистых технологий уменьшает выбросы вредных веществ в воздух, воду и почву, что приводит к снижению заболеваемости недугами, связанными с экологическими проблемами (аллергические, сердечно-сосудистые и респираторные заболевания). В 2021 году загрязнение воздуха стало причиной 8,1 миллиона смертей во всем мире и вторым по распространенности фактором риска. Наиболее опасные для человека вещества образуются при сжигании ископаемого топлива. Они же являются причиной свыше 90 процентов смертей в мире от загрязнения воздуха.
Зеленая экономика прокладывает путь к социальной справедливости, равным возможностям и достойным условиям труда. Ярким примером здесь может служить децентрализация производства электроэнергии посредством установки солнечных панелей в домохозяйствах, что помогает обеспечить доступ к электричеству в отдаленных и наиболее бедных районах, способствуя повышению уровня жизни людей.
- А с какими рисками могут столкнуться страны, бизнес и общество в процессе перехода на зеленую экономику?
- Конечно же, есть и обратная сторона медали. В первую очередь эксперты говорят о финансовых рисках. Неспроста на COP29 в центре дискуссий находилась тема финансирования мер по борьбе с изменением климата. Переход к зеленой экономике - удовольствие не из дешевых. Потребуются огромные вложения в технологии, подготовку и переподготовку сотрудников, модернизацию существующей инфраструктуры. Затраты могут оказаться неожиданно высокими и потребовать тщательного планирования. Доступ к инновационным зеленым технологиям для всех стран все же разный. Из-за этого возможна ситуация, ведущая к росту экономического разрыва между государствами. На национальном уровне переход к зеленой экономике может сопровождаться такими экономическими рисками, как потеря рабочих мест в традиционных отраслях, которые не смогут быстро адаптироваться к новым требованиям. Но потери от бездействия все равно окажутся больше. По данным ООН, при отсутствии действий по адаптационной политике, направленной на смягчение отрицательных последствий изменения климата, к 2030 году экономические потери достигнут 3,2 процента мирового ВВП. Следовательно, необходимо создание условий для стимулирования инноваций, инвестиций и партнерства между правительством, бизнесом и обществом для реализации проектов зеленой экономики, а не отказ от зеленых стратегий.
- Действительно ли зеленые технологии могут стать мощными драйверами экономического роста?
- Определенно, да. Внедрение экологически чистых технологий становится не только экономически выгодным, но и социально полезным. 2025-й объявлен в Узбекистане Годом защиты окружающей среды и «зеленой экономики». Этот шаг подчеркивает важность экологической повестки в масштабных реформах, проводимых в стране. А зеленые технологии рассматриваются как наиболее перспективное направление для устойчивого роста. Инновации в этой сфере открывают огромные возможности для привлечения как внутренних, так и иностранных инвестиций в энергетику, сельское хозяйство, промышленность и транспорт. Богатые запасы солнечной и ветровой энергии делают Узбекистан привлекательным для развития возобновляемой энергетики. Это укрепляет энергетическую независимость нашего государства. Промышленные предприятия, переходя на ресурсосберегающие технологии, сокращают затраты на производство и уменьшают выбросы вредных веществ. В результате отечественная продукция становится более конкурентоспособной на мировых рынках. Подчеркну, что Узбекистан уже зарекомендовал себя как лидер в Центральной Азии в разработке и внедрении инструментов зеленого финансирования. В 2021 году республика стала пионером в регионе, выпустив суверенную облигацию устойчивости известную как «облигация целей в области устойчивого развития». Данный шаг был важным сигналом для инвесторов и международного сообщества о приверженности Узбекистана экологическим реформам. Не остановившись на этом, в 2023 году страна сделала новый прорыв, выпустив сразу две зеленые облигации: суверенную и корпоративную. Данные инициативы не только стимулируют переход к экологически чистым технологиям, но и укрепляют международный имидж Узбекистана как динамично развивающегося государства, которое делает ставку на устойчивое будущее. Отметим, что Узбекистан демонстрирует впечатляющий рост в области внедрения водосберегающих технологий (ВСТ). Так, за последние пять лет площади, охваченные этими технологиями, увеличились в 7,7 раза, достигнув миллиона (!) га. Такие результаты вывели Узбекистан в топ-10 мировых лидеров по площади внедрения ВСТ, где страна занимает 7-е место, уступая лишь таким гигантам, как Израиль, США, Россия, Испания, Бразилия и Италия. Успехи Узбекистана объясняются не только стремлением к эффективному использованию водных ресурсов, но и активной государственной поддержкой. Внедрение зеленых технологий повысит адаптационные способности к изменениям климата, помогая справляться с дефицитом воды, деградацией земель и опустыниванием. Кроме того, экспорт экологически чистой продукции создаст новые возможности для выхода на международные рынки, где отмечаются тенденции роста спроса, особенно в сегменте органических продуктов. Переработка отходов тоже становится одной из важнейших отраслей, способной сократить экологический ущерб и превратить отходы в сырье для новых производств. Экологический туризм в Узбекистане - важный драйвер зеленой экономики, который формирует устойчивую модель развития, выгодную как для природы, так и для общества и государства. Уникальные ландшафты, пустыни, горные массивы и биосферные заповедники привлекают туристов, заинтересованных в экологически чистом отдыхе. Развитие экотуристической инфраструктуры - от экогостиниц до экологических маршрутов - способствует созданию рабочих мест и сокращению безработицы.
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА
- Какие прогнозы можно сделать сейчас относительно того, какой эффект окажет зеленое развитие на Узбекистан через 10-15 лет?
- К 2035-2040 годам можно ожидать ряд значительных эффектов в экономической, социальной, технологической сферах и в области охраны окружающей среды. Давайте сделаем оптимистичный прогноз, который предполагает выполнение следующих задач. В экономической сфере ключевым фактором будет диверсификация, на основе которой Узбекистан станет менее зависимым от экспорта углеводородов и интенсивного использования природных ресурсов. Это повысит устойчивость к таким внешним шокам, как колебания цен на нефть и газ. Доля возобновляемой энергии в энергобалансе страны вырастет до 30-40 процентов, а ее производство достигнет 25 тысяч мегаватт. Предполагается, что уже в ближайшие три года в Узбекистане будут запущено 28 крупных солнечных и ветряных электростанций мощностью 8 ГВт. Увеличение инвестиций в зеленые проекты, особенно в сферы возобновляемой энергетики, переработки отходов и экологического сельского хозяйства, повысит инвестиционную привлекательность нашей страны. Развитие рынка зеленых сертификатов в промышленности и внедрение практики экологической маркировки станут способствовать тому, что энергоемкость ВВП сократится на 30 процентов, а энергоэффективность отраслей экономики вырастет вдвое. Модернизация промышленности и жилищного сектора снизит затраты на энергию, а развитие зеленых секторов экономики будет содействовать положительным структурным изменениям на рынке труда, создав тысячи рабочих мест, особенно в сельских районах. Переход на возобновляемые источники энергии, такие как солнечная и ветровая генерация, существенно снизит углеродный след страны. А восстановление экосистем, включая озеленение Приаралья и других регионов, улучшит биоразнообразие и смягчит последствия климатических изменений. Эффективное использование водных ресурсов, в том числе за счет внедрения капельного орошения, поможет нам справляться с засухами, опустыниванием и водным дефицитом. Расход воды снизится на 25-30 процентов благодаря внедрению современных технологий, в частности в сельском хозяйстве. А развитие экологического туризма поможет повысить уровень жизни в регионах. Перевод городского общественного транспорта полностью на экологически чистое топливо приведет к улучшению экологической обстановки в городах, а более чистый воздух, вода и экологически безопасные продукты питания положительно скажутся на качестве жизни населения.
Перспективы развития зеленых технологий и локальное производство оборудования, такого как солнечные панели и системы энергоэффективности, ускорят технологический прогресс в нашем государстве. В этом случае страна может стать центром зеленых инновационных инициатив, экспортером знаний и решений в области зеленой экономики для соседей по региону. Таким образом, зеленое развитие имеет потенциал стать ключевым фактором для устойчивого экономического роста и повышения международной конкурентоспособности Узбекистана.
* * *
Процессы экологизации экономики в Узбекистане только набирают обороты. Это не просто ответ на глобальные вызовы, а комплексная стратегия, призванная обеспечить стране устойчивое развитие, улучшение качества жизни населения и возможность занять достойное место на мировом рынке. Успех перехода будет зависеть от грамотного управления инвестициями и экологического образования.
Беседовала Евгения Юн
газета «Правда Востока» №254
Дата: | 16.12.2024 |
Просмотры: | 277 |
Поделиться: |