
Почему опыт экономической дипломатии стран ЕС важен для Узбекистана
Почему опыт экономической дипломатии стран ЕС важен для Узбекистана

В последние два десятилетия экономическая дипломатия во многих государствах выступает важным компонентом в реализации внешнеэкономической политики. Среди них и страны Европейского союза, накопившие огромный опыт использования инструментов экономической дипломатии и активно применяющие их в целях защиты своих интересов, продвижения экспортной продукции на мировые рынки, поддержки инвестиций и не только. Аналогичные трансформационные изменения происходят и в современном Узбекистане.
Придание экономической дипломатии статуса важного направления государственной политики в нашей стране произошло в период, когда республику возглавил Президент Шавкат Мирзиёев. Выступая на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан 14 января 2017 года, глава государства отметил системные упущения во внешней экономике. В частности, речь шла о слабом развитии экспорта и торговли, низкой конкурентоспособности республики на мировом рынке.
Эти высказывания Президента страны реально отражали состояние сферы. Ведь не секрет, что в период 2010-2016 годов нарастала стагнация внешней торговли, особенно экспорта, наблюдался слабый приток иностранных инвестиций. Для решения данных проблем глава государства инициировал ряд кардинальных решений. Так, была принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, где особое внимание уделялось вопросам расширения международного торгово-экономического сотрудничества, в том числе путем выстраивания связей с ведущими финансовыми институтами мира, либерализации экспортной деятельности, диверсификации структуры и географии экспорта, расширения и мобилизации экспортного потенциала отраслей национальной экономики, в том числе на уровне регионов.
Далее в январе 2018 года Президент страны провел специальное совещание, посвященное анализу деятельности Министерства иностранных дел и посольств Республики Узбекистан в зарубежных странах, где особо подчеркнул: экспорт, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний, а также расширение туристического потока в республику должны стать приоритетными направлениями в деятельности дипломатических учреждений.
Результат -принятие 5 апреля 2018 года Указа Президента «О мерах по коренному совершенствованию системы Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и усилению его ответственности за реализацию приоритетных направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности». В документе обозначена следующая задача: проводить реформирование системы МИД с акцентом на продвижение «экономической дипломатии».
Особо важно отметить то, что глава государства указал на важность и своевременность работы по усилению экономической составляющей в деятельности внешнеполитического ведомства страны и дипломатических служб. По сути, Президент Узбекистана обозначил фундаментальную роль МИД в реализации внешнеэкономической политики государства, тем самым определив новую модель дипломатического сопровождения внешнеэкономических связей.
Реализуя последовательный и принципиальный курс на активизацию роли экономической дипломатии в реализации внешней торговли, Президент Шавкат Мирзиёев добился того, что Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы (цель 95) четко обозначила необходимость усиления экономической дипломатии, сформировав целый комплекс задач. Еще один программный документ -Стратегия «Узбекистан -2030» (цель 92) -направлен на повышение эффективности и активизацию экономической дипломатии в продвижении и защите национальных экономических интересов.
Реализация таких стратегически важных задач за несколько лет позволила Узбекистану существенно увеличить показатели экспорта. В 2022 году цифра составляла 19,3 млрд долларов, в 2023-м -24,4 млрд, в 2024-м -26,9 млрд. Динамичное развитие показывает внешнеэкономическое сотрудничество республики с ведущими государствами мира.
На ближайшие годы перед государством стоят огромные задачи, так как республика готовится к вступлению в ВТО. В достижении поставленных целей важно использовать богатый опыт стран ЕС.
В интервью Euronews, которое Президент Шавкат Мирзиёев дал в преддверии первого саммита «Центральная Азия - Европейский союз», отмечен растущий интерес европейского бизнеса к возможностям торгового и инвестиционного взаимодействия с Узбекистаном. В свою очередь подписание соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС по итогам Самаркандского саммита откроет новые возможности для углубления торговых и инвестиционных связей.
Обратимся к опыту экономической дипломатии некоторых стран Европейского союза, которые в свое время тоже провели глубокие преобразования в этом направлении.
Международная практика дипломатического сопровождения внешнеэкономической деятельности во Франции имеет богатые традиции. Несмотря на более чем 100-летний опыт торговой, а в последующем и экономической дипломатии, дипслужба Пятой республики претерпела существенные реформы с 2012 года. Современная французская экономическая дипломатия преследует несколько конкретных целей: оказание помощи отечественным предприятиям в экспорте на внешние рынки; привлечение во Францию иностранных инвестиций, способствующих созданию рабочих мест; адаптация европейской и международной нормативно-правовой базы к национальным экономическим интересам; содействие развитию предприятий и стартапов во Франции.
Практическая реализация поставленных целей потребовала реорганизации дипломатической службы. В марте 2013 года в МИД Франции создано Управление бизнеса и мировой экономики, а в январе 2019-го оно было переименовано в Управление экономической дипломатии. Сегодня сотрудничает со многими профильными министерствами и администрациями для определения и реализации инициатив экономической дипломатии Франции, а также руководит секторальным мониторингом экспортных предприятий, координирует и оказывает поддержку географическим директоратам. Словом, управление поддерживает международное развитие французского бизнеса, помогает повысить привлекательность республики для партнеров.
В системе экономической дипломатии этой европейской страны даже была создана новая должность послов регионов, в задачи которых входит защита экономических интересов французских административно-территориальных единиц (провинций) за рубежом. Функции таких дипломатических сотрудников заключаются также в интенсификации взаимодействия между центральным аппаратом МИД, сетью диппредставительств и региональными советами. Предполагалось, что такой институт послов регионов позволит создать дополнительные возможности для административно-территориальных образований в целях продвижения их экономических интересов.
Следует отметить еще один интересный опыт этой европейской страны. Во французских посольствах работают специальные группы, которые курируют вопросы экономики, торговли, промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и международной торговли. Призваны также оказывать поддержку предпринимателям и несут ответственность за экономическую работу посольства.
В Италии начало реформ в сфере экономической дипломатии началось в тот же период, что и во Франции. В стране была разработана концепция «Система Италия», нацеленная в том числе на продвижение итальянской экономики, культуры и науки за рубежом и объединяющая усилия всех национальных субъектов, играющих существенную роль в экономической дипломатии страны. Реализация этих целей была поручена новому ведомству в структуре МИД Италии -генеральной дирекции по содействию реализации данной концепции. Стратегическими целями экономической дипломатии Италии являются: поддержка компаний в выходе на развивающиеся рынки и укрепление их позиций на традиционных рынках; привлечение инвестиций, расширение туристического потока в Италию; продвижение итальянских инвестиций в зарубежных странах.
В рамках реализации экономической дипломатии важно обратить внимание на работу специального координационного совета по интернационализации экономики Италии. Сопредседателями данного оперативного органа выступают министерства иностранных дел и экономического развития. В рамках компетенций к деятельности также подключаются профильные ведомства в сферах культурного наследия, туризма, сельскохозяйственной, продовольственной и лесной политики. Основное назначение данного органа -укрепление межминистерского диалога и консолидация усилий государственных ведомств в сфере экономической дипломатии посредством многосторонних консультационных процедур.
В Испании также можно наблюдать изменения в сторону модернизации и развития системы экономической дипломатии в рамках реформы дипломатической службы. Так, закон Испании о государственной внешней политике и дипломатической службе в 2014 году четко определил роль всех субъектов внешнеполитических процессов. Согласно данному закону, дипломатическая служба как гибкий инструмент реализации экономических интересов государства должна способствовать расширению внешнеэкономической деятельности бизнеса, увеличению экспорта товаров и услуг, привлечению инвестиций в национальную экономику. Для экономической дипломатии Испании обеспечение национальных интересов и защиты национальной безопасности -приоритетная задача.
Мы рассмотрели только несколько примеров того, как может развиваться экономическая дипломатия. На самом деле многие страны Европейского союза имеют позитивный опыт в данном направлении. В целом на основании изложенного можно утверждать: трансформация экономической дипломатии реально становится целостной стратегией внешнеэкономической политики как европейских стран, так и Нового Узбекистана. Наша республика, определившая грандиозные цели, сегодня активно продвигает экспорт, наращивает кооперацию с партнерами, привлекает инвестиции.
Тенденции последних лет показывают: внешнеполитические ведомства многих зарубежных стран с каждым годом все более активно принимают участие в реализации внешнеэкономической политики. Данный подход обрел популярность лишь во второй декаде XXI века, что призывает к системному и глубокому изучению процессов в деятельности дипломатических ведомств. В силу разнообразия и сложности современной международной экономики решение задач экономической дипломатии осуществляется разными институтами. Кроме государственных учреждений, в этом процессе задействованы и такие субъекты, как объединения предпринимателей, неправительственные организации, промышленные и торговые компании, фирмы и отдельные бизнесмены.
Словом, экономическая дипломатия должна стать фундаментальным стратегическим инструментом в реализации внешней экономической политики и национальных интересов в архитектуре Нового Узбекистана на долгосрочную перспективу. Представляется целесообразным наладить всестороннее изучение потенциальных позитивных возможностей экономической дипломатии стран Европейского союза в наращивании показателей экспорта, привлечении инвестиций и развитии туризма.
Наиболее значимые направления, которым субъекты экономической дипломатии в ближайшем будущем станут уделять первостепенное внимание, -проработка всеобъемлющих программ экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций; повышение уровня координации между субъектами экономической дипломатии; продвижение экспорта малых и средних предприятий на зарубежные рынки; обеспечение конструктивного сотрудничества между бизнесом и правительственными структурами.
Экономическая дипломатия Нового Узбекистана образца XXI столетия, проводимая под руководством Президента Шавката Мирзиёева, -это открытая дипломатия, которая ориентируется на опережение действий и на лидерство в постановке актуальных вопросов регионального и мирового уровня во имя устойчивого развития стран и народов.
Ибрагим Мавланов.
Руководитель Центра экономической
дипломатии Института перспективных
международных исследований при УМЭД
доктор экономических наук, профессор
газета Правда Востока №73