30.07.2020 108

В начале ХХв движение джадидов играло огромную роль в развитии просвещения, распространении знаний, привлечении к образованию представителей местного населения. В различных регионах Узбекистана возникали школы по инициативе просветителей. Например, М. Бехбуди в Самарканде, М. Абдурашидханов в Ташкенте, А. Фитрат в Бухаре и другие были самым активными в просветительской деятельности. Они не только открывали школы, обучали детей, вели педагогичускую работу, но и сами писали учебники, пособия, руководства для обучения узбекскому языку,  литературе, истории, географии, математике.

Реформирование и преобразования в образовании сопровждались внедрением новых методов обучения, “усули савтия”( метод слуха),  “усули жадид” (новый метод) - эти термины, понятия широко использовались и указывали на новые явления в общественной жизни. По инициативе М. Бехбуди в Туркестане окрываются первые школы. Так, в 1903г близ Самарканда в селах Халвойн и Ражабами организовываются новометодные школы для детей местного населения. В 1905 г Бехуби окрывает свою школу в селе Кафтархона. Для этих школ  просветитель Бехбуди пишет учебные прогаммы, пособия. Так, в 1904г выходит его  “Пособие по грамматике”, в 1904г  -“Пособие по географии населения”, “Пособие по географии России”, в 1909г-  “История ислама”. Всего им было написано более 10 книг и учебников.

Сеть новых школ в Ташкенте в 1901-1904гг открывает Мунаввакори Абдурашидханов. Вначале вместе со своим другом Р.Кишодом он открывает школу во дворе своего дома, затем появляются школы в старом городе и других районах. В 1911 г. В Ташкенте были 24  джадидске школы, где обучалось около двух тысяч детей. Одной из наиболее известных была школа “Намуна”, где училось несколько сот молодых людей, среди ее выпускников  многие затем стали известыми деятелями культуры и литературы. М. Абдурашидханов сам разрабатывал программы, писал учебники, хрестоматии для школьников. В 1907 г он издает буквари “Адиби аввал”, “Адиби соний”. В 1908г –пособие по географии “Ер юзи” и др. Все его книги выходили неоднократно, девятью- десятью изданиями и пользовались большим спросом.  Они были написаны ясным и доходчивым языком, прививали детям любовь к чтению, учебе. Вся общественная деятельность Мунавваркори Абдурашидханова была тесно связана с развитием прсветительства и культурной деятельности. В 1909 г в Ташкенте создается  благотворильное общество “Жамияти Хайрия”, М.Абдурашидханов являлся  заместителем председателя этого общества, он оказывал большую помощь в поддержке таланливой молодежи, обучении детей из малообеспеченных семей.

Абдурауф  Фитрат в 1909 г был направлен на учебу в Турцию, где появились первые его произведения, в них остро ставились вопросы о необходимости реформ в Бухаре. По возвращении он постоянно обращал внимание на образование и просвещение. В 1915г в Бухаре выходит его книга «Семья». Во второй части книги Фитрат характеризует некоторые черты социальных слоев своего города: «часть из них – муллы, часть сипохи и куча дехкан. Нам придется проследить умственные способности  каждой из этих групп. Среди них  умственное воспитание  у мулл, кажется,  лучшим. Каждый из них  20-30 лет жизни  провел в учении в медресе, но в то же время, выученное объяснить не сможет. Если даже захочет  что-либо разъяснить, то речь свою так запрудит арабскими словами, что люди в этой речи ничего не поймут. Попытаетесь возразить их словам, они сразу перейдут на оскорбление и поношение, обвинят тебя в грубости и вероотступничестве».

В1923-1924гг А.Фитрат жил и работал в Москве и Питере. Здесь в ведущих вузах он преподавал восточные языки- арабский, фарси, узбекский, создал и опубликовал ряд новых произведений. По решению ученого совета восточного факультета Ленинградского госуниверситета Абдурауфу  Фитрату было присвоено звание профессора.  После возвращения на родину Фитрат издает много учебников, научных работ по истории, литературе, лингвистике, музыке, искусству. В их числе «Грамматика узбекского языка», «Грамматика таджикского языка», «Об арузе», «Образцы древней узбекской литературы», «Общий взгляд на узбекскую литературу после ХVI в.» и др.

Просветительская деятельность джадидов включала не только обучение подрастающего поколения, преподавательскую деятельность, издание учебных пособий, но и активное участие в культурной жизни, создание пьес, драматургии,  произведений для театров, выпуск газет, журналов, написание статей, фельетонов, проблемных материалов в периодических изданиях, газетах и журналах. Литературная и публицистическая деятельность была тесно связана с распространением в широких кругах прогрессивной идей, критикой устаревших взглядов, привычек. Знаменательным в этом отношении драма М. Бехбуди «Падаркуш» «(Отцеубийца»), она ставилась на сцене почти всех театров страны и пользовалась большим успехом. Бехбуди издавал также газету «Самарканд», журнал «Зеркало». В них были опубликованы его статьи: «Как нации приходят к успеху», «Нужды нации», «Обращение к нации», «Законы Европы», «Нужна история Туркестана», «Обращение к молодежи» и др.

В 1905 г в «Туркистон вилоятининг газети» выходит статья М. Бехбуди  «Наука географии», она посвящена преподаванию географии в джадидских школах. Он писал: «Уже более трех тысяч лет этот предмет находится во внимании различных народов, благодаря географическим познаниям люди из века в век узнавали все больше и больше о жизни человека и окружающей природе». Зная, какое важное значение для мусульман имеет упоминание о Саудовской Аравии, о священных городах Мекке и Медине, автор отмечал: «даже в  Арабстане  изучают этот предмет. Во время моей поездки и посещения  священной Медины, я видел, что там,  в школах, наряду  с религией, одинаково изучаются современные светские науки и география».

При открытии первого сезона национального театра в Ташкенте в 1914г Мунавваркори Абдурашидханов в своем вступительном слове о театре и артистах отозвался как о врачевателях современного общества. Например, он заметил, что  «некоторые, наверное, смотрят на театр, как на простую зрелищную игру, может быть даже как на клоунаду. По сути, слово «театр» означает «место поучения» или «школа великих». Сцена театра подобна зеркальному дому, тот, кто в него входит, видит свое хорошее и плохое, свои ошибки, недостатки и поучается». О значении артистов Мунавваркори сказал: «Люди, которые выходят на сцену, намазав лицо мукой, либо войдя в образ маскарабоза, похожи на искуcных табибов».

Плеяда просветителей Узбекистана начала ХХвека включает многих ученых, писателей, поэтов, общественных и политических деятелей. Они внесли большой вклад в развитие науки, образования, искусства современного общества и национальной культуры. М. Бехбуди, М. Абдурашидханов, А. Фитрат, Зокиржон Фуркат, Саттархон Адугаффаров, Ахмад Дониш, А. Авлоний и многие другие отдавали все свои силы и знания для процветания своей родины, для воспитания и образования по- новому мыслящих людей нового поколения. Современный суверенный Узбекистан свято чтит своих славных отцов, самозабвенно и самоотверженно, служивших родине и народу, продолжает их лучшие традиции в новом глобализирующемся мире.   

Сайера Тиллаходжаева,
исследователь Университета мировой экономики и дипломатии.

Опубликовано в газете "Народное слово" №158 (7629) от 29 июля 2020г.