02.04.2020 772

Новый Узбекистан

Узбекистан исторически находится на перекрестке узловых дорог Центральной Азии. Это позволяет обозначить в качестве стратегической перспективы внешней политики республики налаживание евразийского экономического и культурного моста - аналога Великого шелкового пути. Как многочисленная, промышленно и технологически развитая страна региона, располагающая огромным человеческим, интеллектуальным, духовным и культурным потенциалом, служит связующим звеном между Востоком и Западом.

В последнее время Узбекистан реализует активную внешнюю политику. Главная ее цель - упрочение суверенитета, дальнейшее укрепление места и роли республики в качестве полноправного субъекта международных отношений, вхождение в число развитых демократических государств, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства.

Во многих развитых странах мира применяется опыт ежегодных Посланий Президента парламенту, где определяются стратегические цели, необходимые для реализации. Впервые в истории Узбекистана глава республики выступил с обращением Олий Мажлису в декабре 2017 года. В числе приоритетных задач последующих выступлений перед парламентом обозначал выстраивание конструктивного диалога с другими странами, формирование сильной внешней политики.

Мы выступаем за тесное политическое, экономическое и культурное сотрудничество государств региона и придерживаемся той позиции, что «главный приоритет внешней политики Узбекистана - Центральная Азия». В итоге в ЦА создана совершенно новая атмосфера доверия, укрепляются взаимосвязи, основанные на дружбе и добрососедстве. С 2017 года наша страна проводит открытую внешнюю политику по всем направлениям с целью создания среды взаимовыгодного сотрудничества и обеспечения безопасности в регионе.

На международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в Самарканде Президент Узбекистана выступил с предложением учредить Ассоциацию руководителей (хокимов) регионов и бизнес-сообществ государств ЦА. Эти инициативы нашли отражение в развитии межрегионального сотрудничества приграничных областей.

По итогам 2017-го товарооборот нашей республики с соседними странами вырос в среднем на 20 процентов, а с отдельными государствами - почти на 70. Установлено стратегическое сотрудничество с Туркменистаном и Кыргызстаном. Подписан ряд важных документов по дальнейшему углублению стратегического партнерства с Казахстаном, заключены экономические соглашения на два миллиарда долларов. Укрепляется сотрудничество и с Таджикистаном. Налажены авиарейсы между Ташкентом и Душанбе.

Отмечая проблему обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии, нельзя не упомянуть необходимость обеспечения совместного использования общих водных ресурсов. Мы поддерживаем проекты конвенций об использовании водных ресурсов бассейнов рек Амударьи и Сырдарьи, разработанные Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.

Для поощрения экспортной географии Узбекистана и развития инфраструктуры транспортных коридоров с соседними странами наш Президент предложил провести в 2018 году в Ташкенте международную конференцию «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» для согласования общих подходов. Впервые конференция высокого уровня успешно организована 20 сентября 2018 года в Ташкенте. В ней приняли участие делегации из 37 стран и представители 27 международных организаций. По результатам встречи выработаны конкретные предложения, направленные на создание совместных транспортно-логистических предприятий и дальнейшее внедрение цифровых технологий в процесс обеспечения транспортно-логистических услуг.

Важным событием для внешней политики республики стало признание мировым сообществом позитивных интеграционных процессов в Центральной Азии, инициированных Узбекистаном. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».

Официальные и рабочие визиты главы нашей республики, в частности в США, Францию и другие страны свидетельствуют о расширении рамок сотрудничества с государствами Запада. Результатом стало исключение Узбекистана из американского списка «стран, вызывающих особую озабоченность» и признание стратегического партнерства.

Безусловно, инициативы Президента Шавката Мирзиёева привлекают внимание мирового сообщества. В этой связи отнюдь не случайно принятие 12 декабря 2018 года Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюции «Просвещение и религиозная толерантность», которая явилась практической реализацией предложения узбекского лидера. Ее соавторами выступили свыше 50 стран, и она была единогласно поддержана всеми государствами - членами ООН. Документ направлен на продвижение мира, взаимного уважения, толерантности и интеграции, целью которой является укрепление и обеспечение религиозной свободы, защиты прав верующих, недопущение дискриминации.

Узбекистан восстановил сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития, установил партнерские связи с Европейским инвестиционным банком. Динамичный характер приобретает взаимодействие с Всемирным банком, Международным валютным фондом, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

В то же время в ежегодном Послании Президента отдельно выделяются вопросы обеспечения экологической безопасности, рационального использования водных и других природных ресурсов, проблемы Аральского моря и последствия нарушений экологической среды. Весьма логично, что при Министерстве финансов создан Фонд развития региона Приаралья, в который направлены средства в размере более 200 млрд сумов. За счет них решаются вопросы водоснабжения, улучшения условий жизни населения Республики Каракалпакстан и Хорезмской области. Важным достижением в этом направлении было создание 27 ноября 2018 года по инициативе Президента Узбекистана Многопартнерского трастового фонда ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья. В своем выступлении перед депутатами Олий Мажлиса 24 января этого года глава государства еще раз подчеркнул важность его деятельности.

Президент неоднократно указывал на необходимость улучшения бизнес-среды в стране и возможности участия Узбекистана в региональных и мировых экономических институтах. При этом решающая роль отводится парламенту, в частности, в вопросе возможного присоединения Узбекистана к ЕАЭС и ВТО. Учитывая тот факт, в что 2020 году наша страна будет председательствовать в СНГ, лидер республики призвал задействовать все возможности для расширения экономического сотрудничества в рамках Содружества, повышения результативности принятых организацией решений и дальнейшего укрепления гуманитарных связей между странами-участницами.

Одним из приоритетов внешней политики Узбекистана остается развитие отношений в рамках Шанхайской организации сотрудничества, участниками которой являются все страны Центральной Азии за исключением Туркменистана.

С целью улучшения рейтинга по демократическим показателям Узбекистан последовательно продвигает вопрос о членстве в Совете по правам человека ООН в 2021-2023 годах. А на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН нами выдвинута инициатива предложение о необходимости разработки Международной конвенции о правах молодежи. Президент также предложил посвятить форум правам молодежи и провести его под эгидой Самаркандского форума по правам человека, включив в повестку обсуждение проекта конвенции.

Приоритетное значение во внешней политике Узбекистана сегодня уделяется вопросам урегулирования конфликта в соседнем Афганистане. Заключены важные соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве с этой страной, начата практическая работа по новым экономическим проектам. Сформулирована принципиальная и последовательная позиция Узбекистана по вопросам мирного урегулирования в Афганистане на основе следующих условий:

  • единственный путь к миру в Афганистане - это прямой диалог (без предварительных условий) между центральным правительством и основными внутриполитическими силами;
  • переговоры должны проходить при главенствующей роли самих афганцев на территории Афганистана и под эгидой ООН;
  • Узбекистан является сторонником установления мира в государстве и рассматривает этот процесс в качестве важного условия достижения стабильного развития Центральноазиатского региона.

Мирный Афганистан способен открыть странам ЦА выход к портам Индийского океана и Персидского залива, соединить Южную Азию с рынками Европы и Китая.

Узбекистан вносит посильный вклад в экономическое восстановление Афганистана, развивает транспортные и энергетические инфраструктуры, участвует в проектах индустриализации страны, осуществляет подготовку национальных кадров. Так, в январе 2018-го в Термезе был открыт образовательный центр, в котором афганская молодежь обучается по 17 направлениям высшего и 16 - среднего специального профессионального образования. За два года проведены два раунда переговоров в рамках Межправительственной комиссии Узбекистана и Афганистана между государственными и частными структурами двух стран. В этих мероприятиях приняли участие более ста представителей официальных и бизнес-кругов соседнего государства.

Наряду с этим наиболее актуальной проблемой современности остается борьба с международным терроризмом, которая находится в тесной взаимосвязи с проблемами экстремизма, сепаратизма, контрабанды наркотиков и оружия, имеющими глобальный характер.

Следует особо отметить, что правительством Узбекистана подписан целый ряд соглашений о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом. В числе их участников Индия, Иран, КНР, Россия, США, страны Центральной Азии.

При этом Узбекистан не участвует в каких-либо военно-политических блоках, поддерживая тесное сотрудничество в рамках межгосударственных структур безопасности.

Ильхом Муминов,
п
реподаватель УМЭД.

(Опубликовано в газете "Правда Востока")