17.08.2021 662

К 30-летию независимости Республики Узбекистан

Наша страна готовится к широкому празднованию 30-й годовщины со дня принятия независимости. Важнейшее событие в новейшей истории Узбекистана дает нам возможность взглянуть на многие события под другим углом, проанализировать ошибки, оценить эффективность реализованных задач, определиться с дальнейшими направлениями деятельности.

Вначале хотелось бы отметить, что в Узбекистане ускоренными темпами развиваются процессы глубоких преобразований, реформирования и либерализации политической и социально-экономической жизни, демократического обновления и модернизация общества. Последовательно выполняются глобальные задачи Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, поставленные Президентом Шавкатом Мирзиёевым в феврале 2017 года. Этот документ ознаменовал качественно новый подход к системе стратегического планирования перспектив государственного и общественного развития страны.  

Проект Стратегии действий был разработан по итогам комплексного изучения актуальных и волнующих население и предпринимателей вопросов, анализа законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта. План действий включает такие аспекты, как совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, совершенствование социальной сферы, а также обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

С позиций нынешнего дня намечены основные направления по вхождению Узбекистана в число демократически развитых стран с устойчиво развивающейся многоотраслевой экономикой, высокими уровнем и качеством жизни населения. К 2030 году наша республика намерена войти в число государств с уровнем дохода выше среднего мирового показателя.

Чего же добился Узбекистан за 30 лет независимости? На протяжении многих десятилетий экономика страны являлась частью единого народно-хозяйственного комплекса, а указания руководства порой вступали в противоречие с реальными интересами народа. К тому же Узбекистан был республикой с низким экономическим потенциалом и уровнем жизни населения, сырьевым придатком, поставляющим в основном хлопок, который породил неразрешимые проблемы водного баланса, тем самым поставив регион на грань беспрецедентной экологической катастрофы.      

Пересыхание Аральского моря началось из-за сельскохозяйственного развития территории, а именно активизации развития орошаемого земледелия. В первую очередь стали выращивать хлопок, потребляющий огромное количество воды. От рек Сырдарьи и Амударьи, питающих Арал, были проведены каналы для орошения полей. Из-за чрезмерного забора воды водоем с максимальной глубиной всего 15 метров начал стремительно мелеть, а на всей поверхности стали выступать отмели и небольшие островки. Жара, небольшое количество осадков, неграмотное проектирование каналов, вода из которых уходила в песок, привели к тому, что Аральское море постепенно начало исчезать. К тому же реки десятилетиями смывали в Арал удобрения и химию с полей. Высыхая, озеро оставляло огромные пласты соли, смешанной с этими химикатами. До сих пор последствия катастрофы отражаются на здоровье населения, которое проживает в регионе.

Вследствие монокультуры хлопка произошла деформация сельскохозяйственного производства. Самые населенные районы с плодородными землями находились в жесткой зависимости от импорта продовольствия.  В Узбекистан ввозилось 80 процентов потребляемого в республике зерна, 55 процентов мяса и масла, 100 процентов сахара. Долгое время основу промышленности тогда составляли производства, эвакуированные в Узбекистан в годы Второй мировой войны и приспособленные позже для выпуска продукции преимущественно сельскохозяйственного назначения, что ставило республику в сильную зависимость от таких внешних факторов, как изменение цен на сырье и снижение спроса на вывозимый товар. По производительности труда в промышленности мы отставали очень сильно.

С обретением независимости трудности стартового периода приняты во внимание для определения приоритетов и темпов экономических преобразований. Избранный Узбекистаном путь был нацелен на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Причем учитывались как мировой опыт и условия жизни, так и традиции и обычаи нашего народа. 

За годы независимого развития Узбекистан вышел на рубежи, которые полностью изменили его облик и место в мировом сообществе. За сравнительно короткие сроки удалось разработать нормативно-правовую базу реформ, демонтировать многие институты прежней плановой системы, заложить основы рыночной инфраструктуры, обеспечить финансовую и первичную макроэкономическую стабилизацию, осуществить институциональные преобразования, создать многоукладную экономику и новые ее отрасли, сформировать механизм стимулирования малого и среднего бизнеса, добиться энергетической и приблизиться к зерновой независимости страны, не допустив при этом обвального спада производства и социальных катаклизмов.  

В то же время разработка и реализация новой политики, курс на приоритетное развитие сфер, обеспечивающих внедрение в производство инноваций, равноправное участие в мировой торговле позволили избежать деиндустриализации и примитивизации структуры многих отраслей промышленности.  

Увеличение объемов нефти- и газодобычи позволило уже в 1995 году отказаться от импорта черного золота, а затем стать нефтеэкспортером. Таким образом была решена задача обеспечения энергетической независимости. В базовых отраслях построены и по сей день строятся предприятия, использующие современные технологии: Бухарский нефтеперерабатывающий завод, Шуртанский газохимический комплекс, Ферганский химический завод, Кызылкумский фосфоритный комплекс, Тупалангская ГЭС, Устюртский газохимический комплекс, Хорезмский автомобильный завод, цементный завод в Зафарабадском районе Джизакской области и другие. Получили развитие новые высокотехнологичные отрасли, такие как автомобилестроение, нефтегазовая, нефтехимическая, электротехническая, фармацевтическая, текстильная, пищевая и другие.

Экономика современного Узбекистана более самодостаточна, нежели до обретения государственной независимости. Страна находится на пути к большей самообеспеченности по целому ряду товаров - от лекарственных препаратов до комплектующих для автомобилестроения.

Значимые перемены произошли также в сельском хозяйстве. Первоначальные цели реформ в этой области заключались в преодолении монокультуры хлопка, достижении зерновой независимости и развитии частных фермерских и дехканских хозяйств. Так, за счет резкого сокращения площадей для хлопчатника в 1,5 раза увеличены посевы зерновых. Благодаря этому в Узбекистане за короткий период валовой сбор зерна вырос в 3,5-4 раза, что способствовало обеспечению зерновой независимости страны. Кроме того, в рамках обеспечения продовольственной безопасности большое внимание уделялось развитию овощеводства, картофелеводства, садоводства, виноградарства, животноводства, птицеводства. Так, за годы независимости годовой сбор хлопка сократился с 5,5 млн тонн до трех. Сбор овощей вырос в 2,5 раза, картофеля - в шесть, фруктов - в четыре, винограда - в 2,5, производство мяса и молока - в два. 

В настоящее время Узбекистан входит в ряд крупнейших в мире производителей и экспортеров винограда, бахчевых культур, некоторых видов фруктов. Наряду с этим не потеряли своего значения и традиционные для Узбекистана товарные отрасли сельского хозяйства - хлопководство, шелководство, каракулеводство.

Позитивные преобразования произошли в экономическом развитии Узбекистана. Если к периоду, предшествовавшему обретению независимости, экономика была стагнирующей, как и в последующие пять-шесть лет, то за последние годы стала развиваться устойчивыми темпами.  К примеру, в 2019-м ВВП Узбекистана увеличился на 5,6 процента. В первом квартале 2020-го экономика выросла на 4,1 процента. Но в результате жестких мер изоляции из-за пандемии коронавируса в целях сдерживания распространения инфекции, по итогам прошлого года рост ВВП составил 1,6 процента. Инфляция - 11,1 процента (наименьший показатель с 2017-го). В текущем году поставлена цель достичь инфляции в десять процентов.

Одной из самых стабильных, отвечающих строгим международным требованиям отраслей можно назвать банковскую систему Узбекистана. В настоящее время она представлена 31 коммерческим банком, оказывающим традиционный спектр банковских услуг - кредитование, депозитные операции, расчетно-кассовые услуги и не только.

За период независимости банки страны создавались для достижения определенных целей и задач с продуктивным привлечением к финансированию предприятий с участием государства. Активная фаза реформ банковского сектора, начатая в 2017 году, направлена на либерализацию валютного рынка, снятие устаревших ограничений в банковской деятельности и освобождение банков от несвойственных им функций, расширение доступности банковских услуг.

Так, в прошлом году принят Указ Президента «О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы». Основная цель - войти до 2025 года в международные рейтинги по показателям качества работы сферы. А исторический Указ главы государства «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» от 2 сентября 2017 года позволил юридическим и физическим лицам свободно конвертировать валюту. Главной причиной для введения всех этих изменений стало целенаправленное улучшение экономики страны, увеличение оборота иностранной валюты, экспорта и импорта, инвестиций. Ранее простая финансовая операция по обмену валюты была большой проблемой: существовало три разных курса (черный рынок, биржевой и курс Центрального банка).  

Следует отметить значительный рост объема прямых иностранных инвестиций, основная доля которых направлена на добычу сырой нефти и природного газа, производство строительных материалов и легкую промышленность. Так, по итогам 2020-го объем инвестиций составил в эквиваленте около 21 млрд долларов с темпом роста 128,6 процента.

Особое внимание уделяется поддержке и стимулированию расширения малого бизнеса и частного предпринимательства, играющих значимую роль в обеспечении экономического развития страны, создании рабочих мест, решении проблем занятости, роста доходов и благосостояния населения. В 2020 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП Узбекистана составила 53,9 процента (для сравнения: в Японии - 55 процентов, Германии - 54, США - 52, Казахстане - 25,6, России - 20).  

За годы суверенитета мы установили прочные внешнеэкономические связи почти со 140 странами мира. К ним относятся Российская Федерация, Китай, Казахстан, Республика Корея, Турция и ряд европейских государств. Развитие транспортной системы создает необходимые условия для формирования внешнеторговых связей и в новых географических направлениях.

Коренные изменения произошли в товарной структуре экспорта республики. Так, к примеру, на момент провозглашения независимости экспорт доли хлопкового волокна составлял 60 процентов всего экспорта.  В последующие годы эта цифра неуклонно снижалась. К 2025-му Узбекистан планирует отказаться от экспорта хлопка-волокна и полностью обеспечить его переработку на внутреннем рынке.  В свою очередь удельный вес в экспорте Узбекистана энергоносителей (прежде всего природного газа), цветных металлов, продукции пищевой, текстильной и химической промышленности, легковых автомобилей существенно возрос.

В последние годы в целях повышения промышленных и экспортных возможностей регионов, привлечения новых иностранных инвестиций в экономику Узбекистана создаются свободные экономические зоны (СЭЗ). Первоначально были сформированы СЭЗ «Навои», «Ангрен», «Джизак» (с филиалом в Сырдарьинской области). Позже - «Хазарасп» в Хорезмской области, «Гиждуван» - в Бухарской, «Ургут» - в Самаркандской и «Коканд» - в Ферганской. В настоящее время на этих территориях осуществляются сотни производственных проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов.

Заслуживает внимания и то, насколько стремительно развивается туристический сектор страны, который призван стать одним из локомотивов отечественной экономики. В 2019-м туризм Узбекистана достиг наивысших показателей за всю свою историю. А по оценке Всемирной туристской организации при ООН, наша страна оказалась в пятерке государств с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Несмотря на то, что COVID-19 притормозил подъем сферы, инвестиции сюда продолжали поступать даже в самый трудный период пандемии.    

После упрощения визового режима и введения электронных виз наиболее явный показатель - посещаемость республики иностранными туристами - увеличился более чем в четыре раза по сравнению с 2016 годом. В 2019-м в отрасли отмечено новое достижение - 6,7 млн туристов. До 2025 года количество гостиниц в стране должно вырасти до 2,4 тысячи, а номерной фонд - до 64 тысяч.

Модернизация туристического сектора в республике проходит в рамках принятой Президентом Концепции развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах. Программа предусматривает увеличение доли туриндустрии в ВВП республики до пяти процентов, объема экспорта туризма - до 2,1 млрд долларов, рост числа туристов - до девяти миллионов, два из которых составят граждане дальнего зарубежья.  

За последние несколько лет Узбекистан признан лучшим туристическим направлением культурно-исторического наследия. Мы становились второй страной на пространстве СНГ и первой в Центральной Азии в списке стран с либеральным визовым режимом. А для поддержки предпринимателей отрасли утверждены более 50 видов льгот и преференций.  

***

Независимый Узбекистан, избрав верный путь построения демократического государства, за относительно небольшой отрезок времени достиг больших позитивных результатов. Это говорит о том, что наша страна может самостоятельно развиваться, не зависеть ни от кого в политической, социально-экономической, военной, духовно-просветительской сферах. 

Саёра Закирова.
Кандидат экономических наук, доцент УМЭД.

Источник: Правда Востока №164 (29668) от 14 августа 2021г.